Маркировка в общепите: каждый кусочек будем обелять и выводить

Введение системы маркировки продуктов питания приближается к общепиту, рестораторы бьют тревогу – нововведение грозит значительным ростом издержек. Эксперты объяснили, почему считают, что маркировка создаст такие сложности, которые в конечном итоге парализуют бизнес, причем коснется это как крупных сетей, так и сектора малого и среднего предпринимательства.

Ресторанный бизнес продолжает предпринимать попытки предотвратить введение системы маркировки на определенные категории продуктов питания для общепита. «Честный знак» является крупнейшей системой маркировки и прослеживания товаров в России, обязательной маркировке уже подлежат шубы, обувь, товары легкой промышленности, табачные изделия, лекарства, духи, молочная продукция, шины и другие товары.

К 2024 году большинство товаров, производимых в России и ввозимых в Россию, должны быть промаркированы кодами Data Matrix системы «Честный знак». Однако предпринимательское сообщество не понимает, каким образом в программу попали рестораны.

Уже сейчас рестораторы должны проверять при приемке, нанесена ли маркировка на минеральную воду и молочную продукцию, мороженое и сыры, с 1 марта — на все другие категории воды, с 31 марта — отражать через кассы выбытие из оборота молочной продукции со сроком хранения менее 40 дней, а с 1 июня — более 40 дней.

«Введение системы маркировки не должно повлиять на общепит, – заявляет бизнес-омбудсмен, владелица сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова. –  потому что ни при каких условиях это не должно быть внедрено для отраслей услуг. Отрасли услуг являются таким же потребителем в этом случае как и физическое лицо. Рестораны не покупают молоко, чтобы перепродать, они покупают его чтобы добавить в кофе или молочный коктейль. Это абсолютный нонсенс, что отрасль вообще попала в этот проект».

Фото: Анастасия Татулова / Facebook

В течение ближайших двух лет масштабная программа по внедрению маркировки станет новой реальностью для бизнес-сообщества, отмечает бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева, при этом требования ужесточаются, и их число стремительно растет.

«Для чего затевалась система маркировки товаров «Честный знак», – задается вопросом эксперт. – Чтобы потребители не получали некачественную и контрафактную продукцию. Но бизнес говорит о тех издержках, которые несет это нововведение».

Если раньше казалось, что нововведение затронет очень ограниченный круг товаров (шуб или обуви), продолжает Татьяна Минеева, то сейчас в качестве эксперимента уже добавили молочную продукцию, на очереди слабоалкогольные напитки. А это значит, что под изменения попадет вся сфера общепита.

Расходы и штрафы

Введение маркировки влечет дополнительные расходы для бизнеса, поясняет Анастасия Татулова. Речь идет о дополнительном персонале, а также о вероятности крупных штрафов в случае ошибок.

«Вырастут расходы на зарплаты, необходимо нанять кладовщиков, которые каждый день должны будут вести этот учет, – продолжает Анастасия Татулова, – в маленьких кафе эти должности отсутствуют, и учет ведется аутсорсинговым бухгалтером».

Фото: pixabay

Еще одна дополнительная статья расходов – угроза штрафа от 300 тыс. рублей даже в случае незначительного отклонения от правил пользования системой маркировки. В том числе штрафные санкции применят к бизнесу в случае неверно отсканированного кода, также за подобную ошибку предусмотрена уголовная ответственность.

«Причем традиционно, как и в случае с ношением масок, – напоминает омбудсмен, – ответственность эта не касается того, кто нарушил, а касается владельца предприятия. Каким образом тот может это предотвратить, авторов закона не волнует».

Честный ответ «Честного знака»

При этом в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором системы маркировки «Честный знак» утверждают, что нововведение необходимо в первую очередь именно самим рестораторам – якобы для обеспечения защиты от некачественных продуктов. Кроме того, обещают, что дополнительных сложностей внедрение маркировки не создаст.

«Предприятиям общественного питания нужно всего лишь принимать маркированную продукцию по ЭДО (электронный документооборот) и осуществлять ее списание, – говорится в сообщении ЦРПТ. – Это простые действия, для которых не требуется ни дополнительный персонал, ни оборудование, ни программы. Малый бизнес может использовать бесплатные сервисы маркировки — личный кабинет, ЭДО.Лайт и мобильное приложение, которое заменяет сканер «Честный знак. Бизнес».

Оператор маркировочной системы заявляет также, что находится в постоянном диалоге с бизнес-сообществом, и старается создать комфортные условия для реализации проекта.

Фото: vk.com/chestnyznak

Рынок опустеет

По мнению вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России, основателя ресторана «Мясо&Рыба» Сергея Миронова, маркировка в ресторанном бизнесе приведет к катастрофе. Полностью будет уничтожен микробизнес, малый бизнес и ресторанные сети. После бешеных штрафов и уголовных дел рынок опустеет. Повара должны будут принимать товар только с кодами, вносить все в соответствующие системы. При этом при пересортице или нарушении упаковки продукцию принять нельзя — нужно полностью менять накладную. А это парализует бизнес.

С коллегой соглашается и Анастасия Татулова, аргументируя свою позицию тем, что большинство мелких предприятий не сможет соблюдать новых требований, это приведет к уходу в тень и приобретению продуктов за наличные в магазинах, в обход маркировки, а более крупные игроки заложат расходы и риски в конечную стоимость блюд. Для потребителя это обернется очередным ростом цен.

«Это просто уму непостижимо, как это можно внедрять в отношении молока, карандашей или пластилина, – сокрушается ресторатор. – Это не шубы или бриллианты. В таких товарах отсутствует риск подделки и контрафакта в принципе. И контроль должен осуществляться на уровне производителя или, в случае с импортом, дистрибутора».

За маркировку заплатят гости

Сергей Миронов осенью 2021 года заявлял, что по объективным причинам цены в меню российских ресторанов выросли за полгода более, чем на 10%. Ресторатор также поддержал точку зрения о том, что общепит по сути также является конечными потребителями – маркированная продукция покупается не для перепродажи, а для приготовления собственного готового продукта.

«Другими словами, вода разливается по стаканам, сыр режется, молоко и масло используются в кулинарии и т. д. Таким образом, выводить из оборота маркированную продукцию должен тот участник оборота, который продал ее предприятию общественного питания», — пояснил он.

Напрашивается вопрос, а не вынудят ли рестораны маркировать каждый стакан подаваемой гостю воды, и каждое блюдо.

«Мы ждем до последнего, – говорит Михаил Гусейнов, сооснователь сети кофеен «Чайникофф», – помните, был такой СОУТ (это комплекс мероприятий, в ходе которых комиссия по проведению специальной оценки условий труда оценивает и измеряет на рабочих местах факторы, потенциально способные причинить вред или создать риск работника — Ред.), его внедрение также было обязательно, мы потратили деньги, готовились, а его потом отменили. Так и тут — ждем до последнего и надеемся, что маркировку в общепите отменят».

Не отменят

Оператором системы в 2017 году распоряжением правительства РФ без конкурса назначена компания Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), 50 % в которой принадлежит структуре предпринимателя Алишера Усманова и его партнерам. Каждый код вместе с налогом обходится пользователю системы в 60 копеек вместе с НДС.

Применение системы маркировки началось в 2016 году с меховых изделий, весь 2021 год нелегко прошел для продавцов и производителей изделий легкой промышленности — они внедряли маркировку с большими трудностями, что даже обсуждалось на всероссийском съезде уполномоченных по защите прав предпринимателей в Москве. С 1 июня 2021 года стартовала маркировка сыров и мороженого, с декабря 2021 — молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток.

В 2022 году стартует маркировка велотоваров и упакованной воды –– с 1 марта, с 1 декабря – молочной продукции, произведенной фермерами и сельхозкооперативами. Следующая – сфера красоты.

Если маркировку сделают обязательной для заведений общественного питания, дальше нововведение распространится и на другие отрасли сферы услуг, прогнозирует Анастасия Татулова.

«Дальше будут и фитнес-клубы, и салоны, – поясняет омбудсмен, – потому что весь проект маркировки уже окончательно превратится не в то, что изначально анонсировалось – защиту от контрафакта, а в очередное неналоговое бремя предпринимателя».

фитнес

Фото: pixabay

Обеляем все

«Это мое частное мнение, — говорит директор российского представительства бизнес-объединения, — скорее всего, от маркировки в общепите не откажутся, а вот насколько удастся системе учесть все особенности ресторанного бизнеса, перемещения продукта, подлежащего маркировке, насколько можно адаптировать маркировку к реалиям бизнеса, покажет время. Сейчас буквально все уже маркируем, сканируем, выводим, обеляем. Это общий тренд. Вряд ли приходится рассчитывать, что откажутся от этого. Особенно, по молоку. Каждый кусочек будем обелять и выводить».

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров