От нефтепровода Баку-Джейхан выиграют почти все, считают западные СМИ.

Среда 25 мая 2005г. — день ввода в строй нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) протяженностью около 1,8 тыс. км. Проект обошелся в 3,6 млрд. евро и обладает пропускной способностью в 50 млн.Среда 25 мая 2005г. — день ввода в строй нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) протяженностью около 1,8 тыс. км. Проект обошелся в 3,6 млрд. евро и обладает пропускной способностью в 50 млн. тонн нефти в год. Ежедневно в средиземноморском порту Джейхан надеются закачивать в танкеры миллион баррелей нефти, сообщает «Немецкая волна».
В осуществлении проекта было занято 11 концернов, главную роль среди которых играл британский British Petroleum (BP). Вторым по значению участником была Азербайджанская государственная нефтяная компания. Основная цель западных концернов, субсидировавших строительство, состояла в том, чтобы снизить топливно-энергетическую зависимость Запада от двух главных поставщиков нефти на мировом рынке — арабских стран и России. В интересах стран Южного Кавказа и Казахстана — развитие политического суверенитета путем расширения экономической независимости от России.
Как заявил представитель турецкого отделения концерна BP Майк Бильбо, в выигрыше от строительства нефтепровода «так или иначе будут все подписавшие договор о его строительстве страны». И не только они: Бильбо напомнил, что нефтепровод вводится в эксплуатацию на фоне приближающегося истощения североморских запасов главного сегодня сырья.
К слову, интересны побочные результаты строительства БТД и для историков. Так, на территории Турции археологи раскопали руины римских поселений, в том числе — бани, ставшие предтечами не менее знаменитых турецких купален.
Активную финансовую и политическую помощь участникам проекта оказали США. По их расчетам, экономическая независимость республик Южного Кавказа сделает их и политически менее зависимыми от региональных сверхдержав — России и Ирана. Транзит азербайджанской и — в перспективе — казахстанской нефти обеспечит деньгами бюджеты Грузии и Турции. Поскольку нефтепровод БТД идет в обход Армении, эта республика, не разрешившая территориального спора с Азербайджаном, оказалась более других потерявшей стороной. Критики режима Ильхама Алиева полагают, что часть средств от продажи нефти, направляемых в национальный нефтяной фонд, могут пойти на финансирование армии. По словам директора «Нефтяного фонда» Самира Шарифова, «он не исключает такой возможности, поскольку терпение людей в Азербайджане не безгранично». В общей сложности за следующие два десятилетия Азербайджан надеется получить не менее 100 млрд. долл.
Вместе с действующим нефтепроводом Баку-Супса, по которому каспийская нефть перекачивается к танкерам на Черном море, новая ветка на ближайшие два-три десятилетия обеспечит приток в регион новых инвестиций. Таковы, во всяком случае, расчеты экономистов и политиков. В настоящее время идут переговоры между российско-британским концерном ТНК-BP об использовании БТД для транспортировки и российской нефти, поскольку заполнить мощности трубопровода на все 100% вряд ли удастся. Не подписано пока и соглашение о поставках в систему БТД казахстанской нефти.
Еще одной страной, в интересы которой входит получение нефти из новых источников, является Украина, в настоящее время полностью зависящая от поставок энергоресурсов непосредственно из России. В Турции рассчитывают на возможное снижение танкерной нагрузки на черноморское проливы — в том случае, если главным потребителем нефти, доставляемой в конечный пункт нефтепровода Баку-Супса, станет Украина.

Автор:

Новости партнеров