Эксперты комментируют отложенный договор Роснефти и КНР по поставкам нефти.

Во вторник Роснефть и КНР должны были подписать соглашение о поставках нефти в Китай на 1 млрд. долларов. Однако документ подписан так и не был. Процедура была отложена на неопределенный срок.
Согласно достигнутым с КНР договоренностям Роснефть должна взять на себя расходы по транспортировке сырья.Во вторник Роснефть и КНР должны были подписать соглашение о поставках нефти в Китай на 1 млрд. долларов. Однако документ подписан так и не был. Процедура была отложена на неопределенный срок.
Согласно достигнутым с КНР договоренностям Роснефть должна взять на себя расходы по транспортировке сырья. Однако нефтяная компания пока не смогла согласовать тарифы на перевозку нефти с ОАО «РЖД». По некоторым данным, именно это обстоятельство стало причиной срыва подписания соглашения с КНР.

Аналитик «Объединенных стратегических консультантов» Вениамин Окс:

На данный момент практически все поставки российской нефти в Китай осуществляются железнодорожным транспортом. В связи с этим, объемы поставок в КНР до последнего времени были не очень большие. В частности, Роснефть в 2005 году поставила в Китай около 4 млн. тонн нефти. В 2006 году в КНР было экспортировано около 13 млн. тонн. В 2007 году, согласно планам компании и поручению президента диверсифицировать рынки сбыта сырья, Роснефть планирует поставить в Китай уже 20 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
Основным препятствием для наращивания объемов экспорта нефти в Китай является отсутствие трубопроводов. А транспортировка по железным дорогам обходится гораздо дороже, чем по трубопроводной системе.
Эту проблему нефтяники, предвидя серьезное увеличение объемов экспорта в Китай, пытались решить еще в конце 2005 года. Тогда нефтяные компании рассматривали возможность использования для транспортировки нефти в КНР казахстанского нефтепровода Атасу-Алашанькоу.
В среднем тарифы транспортировки нефти по трубам оставляют доллар за тонну на сто километров. Использование казахстанского трубопровода позволило бы нефтяникам доставлять сырье до границы с Китаем примерно за 20 долларов за тонну нефти. Транспортировка сырья по железным дорогам обходится гораздо дороже (в начале 2006 года транспортировка тонны нефти до Китая стоила 75долларов).
Однако от транзита нефти через Казахстан российские нефтяные компании отказались. Дело в том, что казахстанская труба нуждалась в серьезной реконструкции, кроме того, требовалась установка насосных станций. Иными словами, трубопроводу нужны были инвестиции. Посчитав, что до запуска ВСТО осталось не так много, российские нефтяники не решились вкладывать в казахстанские трубы.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Объемы экспорта нефтепродуктов в КНР с 2005 года должны вырасти в пять раз. И это обстоятельство заставит раскошелиться отечественных поставщиков. Так, Роснефти, чтобы поставить в КНР запланированные 20 млн. тонн нефти придется заплатить за транспортировку более чем 1,5 млрд. долларов, при условии, что компании не удастся договориться с РЖД о льготах.
Для примера, транспортировка того же объема нефти через казахстанские нефтепроводы обошлась бы компании приблизительно в 500 тыс. долларов. Однако поезд уже ушел: сегодня инвестировать в трубопровод Атасу-Алашанькоу уже поздно — в 2008 году будет запущена первая очередь трубопровода ВСТО мощностью 30 млн. тонн в год. До запуска трубопровода Роснефти придется иметь дело с РЖД, и, возможно, в компании не раз вспомнят казахстанский проект.
Переплачивать за транспортировку нефтяники явно не хотят, но и ОАО «РЖД» не намерено работать даром. При этом искать выход нужно: китайский рынок весьма привлекателен и России нужно успеть занять на нем свою нишу. Для этого нужно постоянно наращивать объемы экспорта. Если Роснефть и РЖД в ближайшее время не придут к соглашению, то не исключено, что вопрос будет решаться в Кремле.

Автор:

Новости партнеров