Закрыть

Собака на сети

Московские операторы мобильной связи в конце сентября договорились с метро и городом о создании единой сети в тоннелях метрополитена. В то же время, в перегонах петербургской подземки единолично властвует «Мегафон». «Агентство Бизнес Новостей» разобралось, каким образом сложилась такая ситуация и почему пользователям других операторов еще долго придется ждать сети от станции до станции.

фото с сайта dgl.ru

фото с сайта dgl.ru

«Большая тройка» мобильных операторов, примкнувший к ним Tele2 и глава московского метро Дмитрий Пегов подписали меморандум об организации единого оператора фиксированной связи для метрополитена. Согласно документу, ему предстоит создать единую сеть фиксированной и мобильной связи, которой компании будут пользоваться за определенную плату. Существующая инфраструктура в тоннелях (большая часть которой принадлежит «Билайну») будет использована в создании единого оператора в обмен на скидки в платежах за аренду. Если план сработает, уже в 2017 году на всех станциях и перегонах московского метро будут работать все операторы.

В Петербурге ситуация обстоит несколько иначе. В настоящий момент все станции метрополитена Северной столицы обслуживаются операторами «большой тройки» и Tele2, чего нельзя сказать о перегонах. В тоннелях метро работает только «Мегафон», остальным сетям туда доступ закрыт. При этом, даже не ведется речь о создании какого-либо единого оператора для метро — он уже есть. Как показывает практика, его просто нужно вовремя купить.

Кто первый встал, того и сети

Проект единого оператора появился в Петербурге тогда, когда о сотовой связи еще никто толком не думал. В начале 90-х перегоны в основном рассматривались только как надежная система для прокладки сети, но до них нужно было еще добраться. Чтобы получить доступ к тоннелю, нужно либо договориться с метрополитеном, либо быть компанией-дочкой метрополитена. В Петербурге сработал второй вариант —в 1992 году в формате акционерного общества закрытого типа был создан оператор фиксированной связи «Метроком».

Владельцами «единого оператора» стал Петербургский метрополитен (55% компании) совместно с американским производителем телекоммуникационной техники Andrew Corp. (45%). Еще до конца 20 века у «Метрокома» появилась своя оптоволоконная сеть в тоннелях метро, что давало ей уникальную защиту своего оборудования по сравнению с другими операторами. Согласно официальному сайту компании, в настоящий момент в подземке находится 80% её сети.

Помимо обслуживания корпоративных клиентов телефонной связью и интернетом, немалая часть выручки «Метрокома» приходилась на государственные контракты. Так, согласно официальным источникам, такие сделки составляли до 30% выручки компании, по неофициальным — 50% (около 700 млн рублей к 2009 году). Получить такой приятный кусок пытался МТС, в 2005 году заполучив 45% «Метрокома» с помощью своей дочки «Комстар». Однако, за два года ему не удалось получить контрольный пакет акций и пакет был продан ЗАО «МСТ», которое через ЗАО «Империя» контролировал сын губернатора Валентины Матвиенко, Сергей. Еще через три года, в 2010 году, Смольный и «МСТ» решили продать оператора с молотка.

Единственным оператором с излучающим кабелдем в петербургской подземке стал "Мегафон" еще в 2011 году (фото с сайта hsto.org)

Единственным оператором с излучающим кабелем в петербургской подземке стал «Мегафон» еще в 2011 году (фото с сайта habrahabr.ru)

Несмотря на то, что игроки рынка и эксперты тогда оценивали компанию в 1-1,4 млрд рублей, Фонд управления имуществом города установил стартовую цену на уровне 2 млрд 40 рублей. На такие торги пришло лишь два игрока — «Мегафон», который намеревался укрепить свои позиции в Петербурге, и еще один неизвестный до сих пор участник (он так и не принял участие в торгах).

Официальные представители других операторов мобильной связи в тот момент либо сообщили об отсутствии интереса к активу, либо просто отказались комментировать сделку. И, судя по всему, прогадали. Уже в 2011 году победивший без битвы «Мегафон» запустил мобильную связь в метро, а директор Северо-западного филиала компании Денис Малышев в интервью «Ведомостям» говорил, что ни один госзаказ «Метрокома» после покупки не был потерян.

Все на одного

С тех пор все остальные операторы мобильной связи остались в заведомо проигрышном положении. Чтобы получить доступ к излучающему кабелю (аналог наземной базовой станции), теперь им нужно идти «на поклон» к «Мегафону», своему прямому конкуренту. При этом, свой такой же кабель никто попросту не может проложить.

«Организация собственной инфраструктуры не представляется возможным», — сообщила АБН Мария Георгиевская, представитель петербургского филиала ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»). По её словам, компания ведет переговоры с «Мегафоном» и запрашивает технические условия доступа к излучающему кабелю, но пока что безрезультатно.

О том, что переговоры ведутся, сообщили АБН и в петербургском отделении МТС. По словам представителя компании Юлии Кочержук, оператор заинтересован в организации покрытия в метро, однако доступа к излучающему кабелю у МТС нет. В Tele2 отметили, что вопрос о доступе в тоннели «прорабатывается».

«Подключение к излучающему кабелю стоит дорого, нет смысла его организовывать ради голоса», — считает сотрудник одного из операторов. «SMS «уйдет» и так, чуть позже. Основной сервис — передача данных, а здесь бюджет пущен на строительство сети на земле», — рассуждает он. По словам источника АБН в другой компании, переговоры о доступе в тоннели ведутся уже несколько лет, но безрезультатно. Представители «Мегафона» не ответили на запрос АБН о переговорах с другими операторами и требованиях, предъявляемых к ним.

Либо осел помрет…

Прокладывать собственные кабели в тоннелях другим операторам слишком дорого (фото с сайта habrahabr.ru)

Прокладывать собственные кабели в тоннелях другим операторам слишком дорого (фото с сайта habrahabr.ru)

Купив «Метроком», оператор получил конкурентное преимущество, которым ни с кем не хочет делиться добровольно, печально отмечает собеседник АБН в одной из компаний «большой тройки». «Непонятно, почему этим до сих пор не заинтересовались в ФАС», — недоумевает он. По его мнению, здесь присутствуют все признаки монополии на предоставление услуг в определенных условиях, ведь все остальные операторы, даже если бы захотели, просто не смогут получить доступ к проводным сетям в тоннелях, так как ими на 100% владеет их прямой конкурент.

Представитель петербургского УФАС Кристина Слинько была удивлена такой ситуацией, однако сообщила, что ведомство не может проверить сеть метрополитена по собственной инициативе. «Заявлений от участников рынка пока что не поступало, поэтому говорить о нарушении антимонопольного законодательства пока преждевременно», — пояснила она АБН. Если подобная жалоба поступит, то ведомство проведет проверку согласно законодательству, добавила Слинько.

Конечно, остаются варианты, в котором не нужно принуждать кого-то методами жалоб и давления с помощью законов. Чтобы порадовать гостей и жителей города, свою инициативу может проявить правительство Петербурга. Так, скорее всего, Смольному вполне по силам предложить операторам схему, аналогичную московской.

Однако, такие масштабные решения обычно принимаются в преддверии выборов высшего должностного лица, а они вот-вот прошли. Жители Петербурга, конечно, могут надеяться на какую-нибудь «стратегию», в рамках которой им пообещают провести в метро как мобильную связь всех операторов, так и Wi-Fi. Вполне возможно, что будут названы и сроки — например, к 2030 году. Но в таких случаях все чаще вспоминается притча о данном падишаху обещании научить осла грамоте через 20 лет — мол, к этому времени либо осел помрет, либо падишах.

Андрей Фролов / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров