Температура нормальная

Фармацевтические ритейлеры активно ведут переговоры и заключают сделки по купле-продаже аптечных активов. Эксперты «Агентства Бизнес Новостей» считают, что укрупнение бизнеса и большая концентрация на рынке позволит основным участникам рынка с минимальными потерями пережить экономический кризис. У аптек припасены и другие рычаги по оптимизации бизнеса.

фото с сайта ladiesrules.ru

фото с сайта ladiesrules.ru

Группа A.V.E. присматривается к финскому бизнесу в России. По крайней мере «Аптечная сеть 36,6», которая проходит процедуру слияния с A.V.E., ходатайствовала в федеральную антимонопольную службу о покупке «03 Аптека», компании «Витим и Ко» (управляет сетью аптек «Старый лекарь») и дистрибьютора «Ориола», которые принадлежат финскому фарм-ритейлеру Oriola-KD.

При этом недавно группа A.V.E. продала региональные активы «36,6» фармхолдингу «БСС», намереваясь сосредоточиться на Москве и Московской области. Предполагается, что такая мера позволит сократить долговую нагрузку аптечной сети.

Аптекам меняют и меняют бренды (фото с сайта art1.spb.ru)

Аптекам меняют и меняют бренды (фото с сайта art1.spb.ru)

В свою очередь, «БСС» также заявил о том, что планирует расширить свое влияние в регионах и стать одним из крупнейших ритейлеров в России. Так, к 34 аптекам, работающим под брендом «Алоэ» и «Эдифарм», прибавилась еще 71 аптека бренда «36,6». Кроме того, в октябре стало известно, что «А5» начала переговоры с «Фармаимпекс» об объединении.

Крупные рыбы

В целом на рынке фарм-ритейла есть тенденция к укрупнению бизнеса. Как считают аналитики, это некоторый «жировой запас», который позволит безболезненнее пройти период общего экономического кризиса.

«Сейчас крупные аптечные сети идут активно на сделки M&A (Mergers and Acquisitions, слияние и поглощение — АБН). Таким образом, аптечные сети, подгадывая момент кризиса, стараются, используя меньший финансовый ресурс, заложить потенциал развития собственной организации на будущее», — прокомментировал «Агентству Бизнес Новостей» аналитик компании RNC Pharma Павел Расщупкин, добавив, что процесс был запущен еще в прошлом году.

Но, несмотря на экономический кризис, аптечный бизнес имеет хорошие показатели. Так, по данным аналитического маркетингового агентства DSM Group, с начала года аптечный рынок России вырос на 8,5% и составил 603 млрд рублей.

Причем лидеры рынка из топ-15, такие как A.V.E. с «36,6», «Ригла», «А5», «Доктор Столетов», «Радуга» и т.п. растут быстрее остальных (на 13,7%). Их концентрация на рынке, по прогнозам агентства, составит по итогам года до 25% против 21% в прошлом году. Увеличение этого показателя связано с объединением  ряда крупных аптечных сетей в 2013 году, прокомментировали в DSM Group.

«В последние годы аптечный сегмент консолидируется, причем не только за счет покупки коммерческих сетей коммерческими игроками, но и за счет развития маркетинговых альянсов. Недавно «А5» и «Фармаимпекс» подписали соглашение о создании собственного маркетингового партнерства «Компас», — добавил аналитик Павел Расщупкин.

Аптеки готовятся повышать цены

Но все же текущая экономическая ситуация не может не сказаться на аптечном бизнесе. В основном это проявится в определении ценовой политики, отметили эксперты.

Цены на лекарства будут расти, но как скоро - еще вопрос (фото с сайта placevisor.соm)

Цены на лекарства будут расти, но как скоро — еще вопрос (фото с сайта placevisor.соm)

Так, исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» Елена Неволина пояснила АБН, что на цены из перечня жизненно-важных средств цены повышаться не будут в связи с госрегулированием. А по остальному ассортименту стоимость будет повышаться из-за ослабления курса рубля. При этом подорожание будет зависеть от запасов продукции, которую произвели и закупили еще по старым ценам.

«Наценки, как правило, уже сформированы. На сегодняшний день основная конкуренция – ценовая. Поэтому некоторые аптеки пока сдерживают цены», — заключила Неволина.

Президент компании «БСС» Эдуард Захрабеков в комментарии АБН также отметил, что пока еще роста цен ждать не стоит, ведь у большинства производителей в Петербурге сформированы приличные запасы продукции. Но если курс рубля будет продолжать падать, то цены, безусловно, вырастут, сказал Захрабеков.

Меньше лекарств

Вместе с тем сети будут ориентироваться на то, чтобы увеличивать эффективность своей работы за счет смены акцентов в ассортименте. В частности, аптечные сети уже увеличивают долю в обороте нелекарственного и безрецептурного ассортимента, говорят эксперты.

«Сети таким образом стараются покрыть возможные издержки, которые возникают из-за изменения курса валют за счет более маржинальной продукции, которая, к тому же, не попадает под госрегулирование. И в розничном сегменте сейчас делают особый акцент на препараты либо с большим размером упаковки, либо на более дорогостоящую продукцию», — прокомментировал ситуацию аналитик Павел Расщупкин.

Эдуард Захрабеков также прогнозирует, что в перспективе все участники фармацевтического рынка будут ориентироваться на более маржинальные позиции. Это должно компенсировать эффект от кризиса и ослабления рубля.

Таким образом, аптеки имеют все шансы спокойно пережить кризис, если изменение ценовой политики и оптимизация ассортимента пройдут без проблем. Между тем, компании продолжают биться за первенство на рынке, скупая новые активы. Правда, за тем, чтобы аппетиты компаний не росли безмерно, бдит УФАС.

Анастасия Пальчик / АБН

Автор:

Новости партнеров