Индустрия развлечений России переживает непростые времена, как и вся экономика страны. Из-за постоянно растущего курса рубля фанаты зарубежных артистов могут потерять возможность увидеть и услышать любимых звезд. Хоть игроки рынка и опасаются серьезного ущерба одному из самых развитых секторов индустрии развлечений, но прекращать приглашать зарубежных артистов совсем не собираются.
В последние годы Россия стала достаточно привлекательной площадкой для концертов зарубежных артистов. В частности, свои концерты здесь провели такие именитые артисты, как Мадонна, Ленни Кравиц, Элтон Джон, Джастин Тимберлейк, Лана Дель Рей, Милен Фармер, Lady Gaga, Марк Нопфлер и многие другие. Кроме того, фанатов порадовали группы Green Day, Roxette, Swans, OneRepublic, Backstreet Boys, Depeche Mode, 30 Seconds to Mars, Black Sabbath, Placebo, Aerosmith, Linkin Park, The Prodigy. В скором времени в Петербурге пройдет концерт Робби Уильямса.
Но все чаще находятся поводы, которые могут поставить под угрозу то или иное выступление. Сначала концертам мог помешать новый закон о гей-пропаганде, а в этом году в связи с ухудшением отношений между Россией и Украиной концерты стали отменять по политическим мотивам. Тогда участники рынка заявляли, что политика не должна вмешиваться в искусство.
Но вмешалась экономика, которая, как известно, идет рука об руку с политикой. Курс рубля, который бьет еженедельно рекорды падения, стал проблемой для многих сфер бизнеса. Особенно он затронул тех, кто работает с зарубежными партнерами. Как прогнозируют экономисты, через сито кризиса пройдут не все, но те, кто сможет адаптироваться к новым условиям.
Рубль слабее — артист дороже
Уже сейчас заметно, что люди стали экономить на развлечениях, поэтому падение испытывает сфера энтертеймента, рассказали «Агентству Бизнес Новостей» участники рынка. В частности, президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн предсказал, что могут прекратить свою деятельность часть промоутеров, которые занимались организацией концертов зарубежных артистов.
«Все проекты, которые связаны с любыми иностранными артистами, становятся невыгодными. Мы отказались от многих зарубежных артистов и продолжаем отказываться в связи с тем, что курс валют непредсказуем, а его нынешняя цена оставляет желать лучшего. Мы запустили концерт Metallica: курс (евро) прыгает на 65, и значит это опять убыточный концерт. Изначально, когда мы делали концерт, евро стоил 50 рублей. Такая разница и разрушает бизнес», — рассказал Финкельштейн.
Президент концертного агентства TCI Эдуард Ратников также отметил, что букировать артистов – дело небыстрое, поэтому промоутеры несут потери в условиях довольно быстрого роста курса валют. Бизнесу так или иначе придется реагировать на этот стрессовый фактор. В частности, Ратников сообщил, что TCI планирует повысить цены.
«К концу года мы вынуждены поднять цены на 20% — контракты все в валюте, поэтому очень сильно к этому привязаны. Пока не могу сказать, как обвал рубля скажется на дальнейшем букинге артистов, но мы верим в лучшее, что отыграется все-таки назад всё», — сказал глава концертного агентства TCI.
Подайте на концерт
Как полагает Евгений Финкельштейн, своего пика кризис настигнет организаторов концертов весной: «Это еще не пик кризиса, мы его почувствуем в марте. Я считаю, что подорожание всех основных предоплат (света, бензина и т.п.) начнется в новом году, а денег не будет хватать на индексацию зарплат».
Кроме того, в кризис партнеры захотят гарантий, в том числе и 100% предоплаты от организатора концерта, предположил Финкельштейн. Но, по его словам, уже сегодня игроки рынка имеют проблемы с выплатами, все сложнее для этого получить банковский кредит. Но даже если концерт все-таки будет «куплен», то не факт, что продажи билетов будут на требуемом для окупаемости уровне. Уже, по словам президента PMI, стали плохо продаваться дешевые билеты, которые составляли основную массу предложения.
«Промоутеры будут вносить предоплаты, но не продавать нужное количество билетов, поэтому концерты будут отменяться. Это будет самый большой удар по рынку. Мы единственная индустрия, которая стала развитой, но и это сейчас убили», — пессимистично заключил Финкельштейн.
В свою очередь, Эдуард Ратников считает, что в вопросах предоплаты ряд проверенных промоутеров сможет найти компромисс с артистами: «Договоренности с каждым артистом – очень индивидуальные. Есть здравый смысл – все понимают, что нам трудно. Здесь гарантом выступает репутация промоутера».
Что касается спроса на билеты, пусть и подорожавшие, Ратников верит в лучший исход: «Будем надеяться, что любовь к своим кумирам и желание развлекаться не оставят россиян».
Культурное «импортозамещение»
Президент PMI считает, что на плаву могут остаться те промоутеры, которые занимались не только зарубежными артистами, но и российскими. Пожалуй, теперь акценты действительно будут смещаться в пользу отечественных артистов. В частности, об их востребованности на рынке АБН рассказал гендиректор компании BG Media Group Михаил Булкин.
«В выигрыше те, кто производит расчеты в рублях или хотя бы в условных единицах по установленному курсу. Те артисты, кто только берут оплату в евро или долларах – это очень опасно, сами заказчики отказываются. А выступления отечественных звезд проходят с той же частотой, что и раньше», — прокомментировал Булкин.
В Россию с любовью
Тем не менее, России не грозит совсем лишиться заморских артистов, считает скрипачка Мария Сафарьянц, которая организует в Петербурге международный фестиваль «Саксофон». На фестиваль приедут итальянские, американские и российские виртуозы академического саксофона.
«Анонсируя фестиваль, консул по культуре Америки сказал, что в силу таких довольно сильных политических разночтений для нас становится приоритетным именно культурное взаимодействие», — сказа Сафарьянц, добавив, что согласна с этим утверждением.
Она добавила, что зарубежные артисты заинтересованы в том, чтобы приезжать и зарабатывать в России. Хотя это довольно сложно для организаторов ввиду ситуации на валютном рынке, отказываться от заморских звезд в России никто не будет.
Анастасия Пальчик / АБН