В пятницу стало известно, что проект «Театра песни Аллы Пугачевой» не будет реализован в Петербурге. Инвестор, который вложил в него 100 млн рублей, теперь намерен истребовать кругленькую сумму у Смольного в качестве компенсации. «Агентство Бизнес Новостей» решило проследить отношение города к этому амбициозному проекту.
Сегодня стало известно, что проект театра песни Аллы Пугачевой не будет реализован в Петербурге. Инвестор, который вложил в него 100 млн рублей, теперь намерен истребовать кругленькую сумму у Смольного в качестве компенсации. «Агентство Бизнес Новостей» решило проследить отношение города к этому амбициозному проекту.
Петербургская история строительства театра песни Аллы Пугачевой началась еще в Москве, когда примадонне не удалось реализовать проект в Москве, как было запланировано изначально. В 2008 году певица вместе со своей дочерью и по совместительству бизнес-партнером (ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» на 49% подконтрольно Кристине Орбакайте и Алле Пугачевой, на 51% главе корпорации PMI Евгению Финкельштейну) провела встречу с тогдашним губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко.
Алла Пугачева тогда рассказала, что воплотить свою идею пыталась уже много лет, и решила, что стоит попробовать реализовать проект в Петербурге и выразила надежду, что губернатор Матвиенко «при ее активности, при том отношении к городу и ко всему интересному, новому и нужному» тому поспособствует.
В свою очередь градоначальница заявила, что была очень рада встрече с певицами: «Я горячо поддержала этот проект, потому что городу не хватает культурной инфраструктуры, хотя мы много делаем в последние годы, в разы увеличили финансирование культуры. Но новых объектов культуры в городе появляется очень мало. И самое главное – это не просто проект, о котором Алла Борисовна давно мечтала. С ней пришли очень серьезные инвесторы, которые в полном объеме будут финансировать строительство этого многофункционального культурного центра и берут на себя обязательства в течение трех лет реализовать этот проект».
И действительно, все три года проект набирал активные темпы. Так, спустя год после встречи Пугачевой и Матвиенко КГА согласовал проектные решения, утвердил проект границ земельного участка. В 2010-м были выполнены все изыскания по земельному участку, на строительство по итогам общественных слушаний дала добро администрация Василеостровского района, а также профильные комитеты.
В 2011 году, 17 августа, было выпущено постановление правительства, по которому инвестор получил земельный участок площадью более 2,7 га на Морской набережной Васильевского Острова. На этом участке должен был появиться новый культурно-деловой центр площадью более 119 тыс. кв. метров. Спустя несколько дней Матвиенко покидает пост губернатора, который затем занимает Георгий Полтавченко.
Впоследствии Алла Пугачева и встретилась и с новым губернатором: «Мы встречались с губернатором по этому вопросу встречались один раз, когда он занял этот пост. Мы с Пугачевой приязжали. На что он удивился: «Неужели вы построите?». Мы заверили, что мы построим. Мало того, два года у нас были договора со Сбербанком, который готовы были инвестировать этот проект», — рассказал в пятницу АБН глава ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» Юрий Голованов.
Публике представили концепцию английское бюро Populous, по которой проект выполняло питерское архитектурная мастерская «А.Лен» Сергея Орешкина. Изначально здание представляло собой 20-этажный 70-метровый «бриллиант» (так его называют создатели). Предполагалось устроить в нем концертный зал-трансформер, конференц-холл, медийный центр, студию звукозаписи, промоутерскую школу, выставочные залы и центр современного искусства, рассматривалась возможность обустройства апартаментов.
Тогда же Алла Пугачева спокойно отнеслась и к общественным волнениям, заявив, что всегда найдутся противники: «Это нормальный процесс выражения своего мнения. А почему все должно быть „да-да-да“? Наверняка кому-то это не понравится. Любой проект у кого-то вызывает раздражение, тем более если он достаточно креативен. Надеюсь, что мы все мирно уладим — мы убедим, что он никому не мешает. Это здание никому не будет мешать».
Однако у проекта возникает проблема с высотностью, рассказал Голованов: «Когда мы получили землю, высотность была 70 метров. Мы прошли Градсовет, нам посоветовали снизиться до 60 метров, мы снизили. Потом выходит закон об исторических зонах, куда попадает эта зона. Мы делаем экспертизу, что там возможно строить и 60 и 70 метров, но нам нужна социальная значимость. Зал на 12 тысяч зрителей, наверное, это социально значимый для города. А депутаты в течение двух лет не могут принять закон, какие объекты попадают под социально значимые. В городе творится бардак – это мягко сказано». Социальная значимость не была подтверждена
В начале прошлого года инвестор обратился к вице-губернатору Игорю Дивинскому с просьбой о помощи в решении наиболее проблемных вопросов по реализации инвестиционного проекта. Но обращение оставили без внимания.
К тому моменту волна недовольства амбициозным проектом вылилась в судебное противостояние. В марте 2013-го руководитель фракции «Справедливая Россия» Законодательного собрания Алексея Ковалев и жители города Наталия Чаликова и Илья Коломиец оспорили решения городского правительства о строительстве театра. В суде было доказано, что КГА незаконно выделил участок на Васильевской острове, так как в устье реки Смоленки согласно Генплану должна пролегать магистраль, предназначенная для развития Морской набережной.
В марте же инвестор встретился с новым вице-губернатором Маратом Оганесяном. Компания пошла на уступки и решила скорректировать проект с учетом планов по строительству дороги. Это позволило бы компании сохранить участок с возможным внесением изменений в постановление правительства и переформирование земельного участка (замена на предоставление 3-х контурного).
Но 21 января 2014 года Куйбышевский райсуд вынес решение о незаконности утверждений КГА акта о выборе земельного участка и градостроительного плана, а также согласование проекта главным архитектором Петербурга. Решение вступило в силу в мае, а на этой неделе на совещании в комитете по строительству, где проект признали нереализуемым.
«После вступления в силу постановления Куйбышевского суда в органы власти начали поступать многочисленные обращения граждан. Петербуржцы ставят под сомнение целесообразность расходования бюджетных средств на данный объект. Ведь на торгах за этот участок город мог бы получить сумму, сопоставимую со стоимостью двух детских садов», — сообщил в пятницу комитет по строительству.
В ведомстве пояснили, что в Смольный поступило коллективное письмо деятелей культуры Северной столицы, которые, не умаляя заслуги Аллы Пугачевой, «просят не допустить очередной архитектурной ошибки в городе на Неве». Письмо было инициировано певцом и актером Юрием Охочинским и подписано такими деятелями культуры, как Эдита Пьеха, Александр Сокуров, Давид Голощекин, Юрий Шевчук, Марина Капуро.
«Знаете, я изначально довольно скептически относился к этой идее и особенно в устье Смоленке, в двух шагах от места, где я живу, — прокомментировал АБН в пятницу депутат Борис Вишневский. — Потому что, как мне кажется, это не то, что в чем нуждается Петербург с точки зрения объектов культуры. Я, как и многие, вырос с песнями Аллы Борисовны Пугачевой. Но это был бы не театр, где пела бы она, а, прикрываясь ее именем, устраивались бы какие-то поп-концерты и шоу. У нас и так этого достаточно. Лучше бы позаботились, чтобы строились музеи, библиотеки, драматические театры, чтобы им помогали. А проект театра песни Аллы Пугачевой мне изначально виделся пиаровским».
Добавим, что ранее в интервью АБН глава PMI Евгений Финкельштейн заявлял, что с «приходом губернатора Полтавченко город не преобразился, а многие проекты перестали двигаться».
«Те суды, которые у нас были, возникли потому, что город на нас не реагирует. Мы встречались с депутатами. И Алексей Ковалев нам сказал: «Мы за театр Аллы Пугачевой, но покажите, где пойдет дорога с намывной территории? Я буду поддерживать Ваш проект, нужна концертная площадка городу». И ведь Ковалев подавал в суд не на нас, а на Комитет по градостроительству, который согласовал проект. Если бы городу это было надо, они бы нам помогли», — говорил Финкельштейн.
В итоге инвестор намерен отсудить у Смольного порядка 100 млн рублей затрат, которые понес на реализацию проекта театра. Ранее похожая история произошла с группой ЛСР, которая теперь намерена добиться от города компенсации за «срыв» проекта апарт-отеля на месте так называемой блокадной подстанции.