Как обычно, «Агентство Бизнес Новостей» поинтересовалось у представителей бизнеса, что они считают самыми значимыми для экономики и бизнеса событием прошедшей рабочей недели. Больше всего опрошенные эксперты обеспокоены санкциями, контрсанкциями и новыми законодательными инициативами.
Андрей Александров, коммерческий директор «Агролакта»
Ничего хорошего не произошло. А что произошло, то поставило весь мелкий и средний бизнес на колени. У нас больше половины продуктов было в импорте. Какое количество людей задействовано в этой сфере, можете предположить? Посчитайте, грубо даже, начиная со всех — перевозчики, таможенники, таможенные брокеры, грузчики, развозчики по магазинам и прочие, и прочие. То есть, весь мелкий бизнес, который был так или иначе был связан с импортом, он сейчас практически на грани вымирания.
Сергей Иванов, директор ЗАО «Племенной завод «Петровский»»
Для меня, конечно же, главное событие недели — это открытие нового здания фермы (речь идет о новой молочно-товарной фермы с тремя дворами на 960 скотомест, которую «Петровский» открыл в пятницу в Приозерском районе Ленобласти — АБН).
Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ»
Я думаю, это события с «Добролетом» (имеются в виду санкции ЕС против перевозчика, из-за которых он был вынужден приостановить свою работу — АБН). Это такой достаточно очевидный сигнал об уязвимости российских компаний и, соответственно, сама уязвимость российских компаний и попытки эту уязвимость ликвидировать окажут сильное воздействие на российскую экономику. Я уверен, что будет сделано очень много глупостей именно с целью продемонстрировать, что у нас есть ответ и что наши компании неуязвимы. Я не берусь их предсказать, потому что какие-то разумные шаги можно прогнозировать, а глупость прогнозировать бессмысленно.
Сергей Коньков, коммерческий директор Yota
Думаю, это санкции, которыми пронизаны последние недели. Каждую неделю новые санкции и к ним надо подстраиваться.
Денис Котов, генеральный директор сети «Буквоед»
Я думаю, что самым важным событием стали «продуктовые» санкции. Это беспрецедентная и четкая мера, которая, на мой взгляд, в сегодняшних условиях может дать заметный толчок для внутреннего производства или, соответственно, поступления товаров с дружественных территорий типа Белоруссии и прочих стран, которые нас окружают и поддерживают. В моем понимании, производители вологодского масла достаточно быстро могут закрыть нишу «Valio». На мой взгляд, российский производитель, по крайней мере, продуктовой матрицы точно может компенсировать потери. К тому же, он сможет потренироваться на больших объемах до тех пор, пока ограничения не снимут. При том, что я не являюсь большим сторонником западной продукции, я однозначно являюсь сторонником чтения западной литературы и считаю, что это может быть областью мирного развития отношений. Мы же по-прежнему будем читать Кафку и Шопенгауэра. Санкции санкциями, а жизнь продолжается.
Владислав Никонов, специалист по розничному маркетингу Intel
Думаю, это предполагаемый запрет на использование Wi-Fi в общественных местах, использование его без регистрации и предоставления своих паспортных данных, сообщение о котором появилось в интернете. Радует то, что наше правительство вовремя спохватилось и выпустило пояснение этому событию, что никаких «драконовских» методов не будет и не стоит пугаться. Я думаю, это может повлиять на удобство человека. На самом деле, я часто катаюсь по миру и скажу, что распространенность Wi-Fi, особенно публичного и бесплатного Wi-Fi, в Европе меньше, чем в России, в Москве и Санкт-Петербурге. Я считаю это нашим большим достижением и плюсом, и если бы этого не было, это был бы шаг назад. Я как патриот своей страны люблю находить моменты, в которых мы впереди других держав и распространенность бесплатного Wi-Fi — это одна из тех «фишек», которая была и, слава богу, сохранилась.
Дмитрий Травин, директор центра исследований модернизации при Европейском университете
Я думаю, что самым важным событием стали те контрсанкции, которые Россия приняла по отношению к западным странам. Они просто убивают импортеров. То есть, либо импортеры будут разоряться, либо будут предпринимать судорожные и безумные действия для того, чтобы начать закупать товары не у тех стран, у которых они всегда закупали, а у каких-то совсем других, может быть, очень для них неудобных. Это серьезный шок. В среднесрочной перспективе это грозит неразберихой, суетой, тем, что в отдельных местах могут возникать временные дефициты, когда из «старых» стран уже нельзя, а «новых» еще нет. Наверняка будет рост инфляции, потому что сокращение конкуренции среди поставщиков наверное приведет к росту издержек. А в долгосрочной [перспективе] сказать трудно, потому что наверняка на эти проблемы через какое-то время наложатся еще следующие проблемы, будут новые санкции, и общий эффект будет определяться уже комплексом обстоятельств.