Одна из крупнейших сетей суши-баров в России анонсировала закрытие ряда ресторанов. Причиной такого шага, в частности, называют продуктовые санкции России. Эксперты, опрошенные «Агентством Бизнес Новостей», считают, что для сферы общепита это явление закономерное.
В понедельник стало известно, что сеть «Евразия» вынуждена закрывать 25 ресторанов в Москве и Петербурге. В холдинге отметили, что закрывать суши-бары приходится из-за ухудшения экономического положения. В частности, из-за введения санкций подорожала рыбная продукция. При этом рестораны не могут изменять свою ценовую политику – это может отпугнуть и без того сокращающееся число клиентов.
В последние месяцы в СМИ неоднократно появлялись заявления предпринимателей о том, что санкции напрямую повлияли на их бизнес. Они, например, сказались на работе ритейлеров, производители местных товаров стали повышать цены, в кризисе находится туристическая индустрия и рынка автомобильного производства.
«Агентство Бизнес Новостей» попросило у экспертов оценить происходящие изменения и спрогнозировать, как сложившаяся внешнеполитическая ситуация способна сказаться и на других представителях рынка. Каким еще отраслям предпринимательской деятельности придется изменить политику ведения бизнеса или же закрыться?
«Это затронет весь общепит, которому придется думать о том, как и чем заменять продукцию, чтобы минимизировать дополнительные издержки. Особенно это касается с рыбной кухни», — сказал вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев.
По его мнению, санкции на своем бизнесе уже чувствуют ритейлеры: наблюдается снижение доходов населения и покупательская активность снижается. В этой же связи эксперт прогнозирует проблемы у страхового бизнеса.
В таких условиях, как считает Прокофьев, компании этих сфер бизнеса будут снижать свои издержки (в том числе в таких сегментах не следует ожидать роста зарплат) и настолько, насколько это возможно, повышать цены. На фоне инфляции бизнес только при аккуратном повышении цен сможет оставлять средства для развития, уверен Прокофьев. При этом эксперт подчеркнул, что бизнес пока не может рассчитывать на импортозамещение – «замещений пока не произошло, и если оно произойдет, то не завтра».
Директор петербургского филиала Центра предпринимательства Игорь Егоров уверен, что санкции заставят реструктуризироваться очень широкий спектр бизнеса:
«Например, возьмем сферу логистики, где переориентация или падение ниже торговых ориентаций повлечет за собой перепрофилирование или даже банкротство каких-то складских логистических комплексов, — рассуждал эксперт. — Что касается Петербурга – это может быть также и сфера недвижимости. Поскольку те или иные бизнес-центры, ориентированные на определенные контингент арендаторов, могут испытать падение спроса на свои площади в силу того, что инвестиционная активность как иностранных компаний, так и российских будет, по всей видимости, падать в ближайшее время».
Егоров отметил, что некоторый бизнес даже может выиграть на санкциях. Это, например, может произойти в области автомобилестроения в случае введения защитных мер внутреннего авторынка – тогда темпы «проседания» рынка сократились бы.
«Я думаю, что есть, отрасли экономики и предприятия, которые сильно рады тому, что происходит, поскольку имеют какой-то краткосрочный барыш (либо увеличение цен, либо спроса на их продукцию), — сказал Егоров, приведя в пример предприятия, занимающиеся производством как самого продукта, так и сырья для него. – Так что здесь надо смотреть не только по отраслям, но и по конкретным компаниям детально».
В целом разные сектора рынка будут перестраиваться в связи с санкциями, заметила глава общественного совета по развитию малого предпринимательства Петербурга Елена Церетели. Причем на первых порах наиболее уязвимым к санкциям оказываются тот бизнес, которые был ориентирован на предоставление товаров и услуг, связанных с импортом (в том числе розничная торговля и общепит). Особенно это касается сетевого бизнеса, который делал закупки оптом и менее гибко реагирует на какие-либо изменения.
Она рассказала, что совет как раз занимается анализом ситуации в сфере малого зрения с точки зрения импортозамещения. Сейчас будут по-своему развиваться те сектора и ниши бизнеса, который ранее не замечался, считает Церетели — «нет худа без добра». В данном случае заменить все, что оказалось под запретом невозможно, заметила эксперт, но все-таки порекомендовала бизнесу ориентироваться на внутренний рынок.
Анастасия Пальчик / АБН
фото с сайта 4tololo.ru