Петербургский вице-губернатор Игорь Албин побывал в промзоне в Коломягах: прошелся по лужам, выслушал жителей, принюхался. И пообещал, что за 10 дней вникнет в ситуацию. Горожане просят Смольный не продлевать договор аренды с асфальтобетонным заводом. «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось, почему, и что этому может помешать.
К приезду в Коломяги заместитель градоначальника подготовился основательно. «Историческое место: оказывается, еще в 17-м веке эти земли принадлежали Остерману (один из сподвижников Петра I — АБН), потом Бестужеву-Рюмину (декабрист), потом перешли князьям Волконским, а последним владельцем был Собакин. После Собакина герой войны 1812 года Никитин. Это одно из исторических мест Петербурга», — сказал Албин, добавив, впрочем, что весь Петербург — историческое место.
Но изучил вице-губернатор и не столь давние события — историю борьбы жителей Коломяг за экологию тоже. Как и в случае с исторической наукой, здесь нашлось место трактовкам.
«К сожалению, исходя из тех материалов, которые есть в моем распоряжении, в составе Генплана природоохранные зоны соблюдены (по закону между производством и жильем должна быть зона 500 метров на 50% покрытая зелеными насаждениями — АБН). Нам предстоит уточнять Генплан города, я думаю, к этой проблеме надо будет вернуться еще раз с архитектурно-строительным блоком», — предложил чиновник.
Завод в санаторно-курортной зоне
Однако депутат ЗакСа Марина Шишкина, которая и организовала встречу, вице-губернатора поправила: Асфальтобетонные заводы, которые и доставляют хлопоты жителям, находятся в рекреационной зоне. И на то есть подтверждение — письмо другого вице-губернатора Марата Оганесяна (как раз и возглавляет архитектурно-строительный блок).
«ОАО «Асфальто-бетонный завод №1» […] находится в функциональной зоне Р3 — объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов…» — говорится в декабрьском ответе чиновника на запрос депутата Шишкиной.
Как бы там ни было, вице-губернатор Албин заверил: никаких решений сиюминутно приниматься не будет: «Задача сегодняшнего дня — напитаться информацией». Подпитку тут же на месте предоставил представитель комитета по природопользованию, сотрудники ведомства неоднократно делал замеры воздуха в непосредственной зоне от производств.
«Приезжала передвижная лаборатория. Это было и в сентябре, и в октябре по двое суток стояла машина. Специально по просьбе жителей мы проводили измерения в момент работы предприятий. По основным загрязняющим веществам, которые замеряет наша машина, нарушений нет. А по ароматическим углеводородам, на которые, собственно, и жалуются жители, действительно наблюдались превышения ПДК … » — сказал представитель комитета. Так, в сентябре прошлого года уровень фенола был выше допустимого в 8,4 раза, а в конце октября — в 3,5 раза. Это при том, что пик работы двух асфальтобетонных предприятий приходится на лето.
Кстати, в день приезда Албина сотрудники ведомства (а оно напрямую подчиняется именно этому вице-губернатору) подготовились — также взяли пробы. По основным показателям превышений нет, а результаты по фенолу — пока неизвестны (передвижная лаборатория такие анализы не проводит).
Подготовились к приезду Албина и местные коммунальщики — прибрали улицы, и даже откачали специальными насосами воду с некоторых из них. Однако общую унылую картину это не исправило — лужи, разбитые дороги, грязь. Поэтому жители жаловались еще и на общую коммунальную неустроенность. Вице-губернатор внимал, а потом резюмировал.
«Близость промышленной зоны и жилой застройки накладывает свой отпечаток и создает нежелательные, некомфортный условия этому микрорайону. Задача сегодняшнего дня — погрузиться, увидеть своими глазами и найти пути решения тех проблем, о которых говорят жители Коломяг. Начиная от ливневой канализации и заканчивая санитарно-охранной зоной промышленных предприятий, решениями о договорах аренды двух асфальтобетонных заводов», — сказал вице-губернатор.
«Получены следующие согласования…»
В общем виде ситуация выглядит таким образом. В историческом районе Коломяги в рекреационной зоне по чьему-то недосмотру (или злому умыслу?) в непосредственной близости (около 300 метров) от жилых домов расположились сразу несколько предприятий: два асфальтобетонных завода (АБЗ-1 и АБЗ-2), мебельная фабрика и наиболее безобидное производство Chupa-Chups — оно же наиболее уязвимое («конфетки с привкусом асфальта», — шутят жители). Расположились уже после строительства большей части домов. При этом земельные участки у предприятий в аренде, срок аренды одного из них как раз и заканчивается летом, и город может договор не продлевать.
Такому развитию событий, однако, могут помешать два фактора.
Первый фактор — управленческий: отсутствие единой позиции в Смольном относительно промзоны в Коломягах. Например, Марат Оганесян, который признает, что АБЗ находится в рекреационной зоне, пишет, что по закону земля и строения на ней могут использоваться и до приведения их в соответствие с функцией зоны «без установления срока».
Кроме того, вице-губернатор, курирующий строительство и инвестиции, в переписке с депутатом Шишкиной утверждает, что при составлении зоны планировки участка были получены согласования практически всех ведомств. И МЧС, и Дирекция особо охраняемых территорий, и комитет по природопользованию, Центр гигиены и эпидемиологии, и даже Урангеологоразведка — все они, пишет главный строитель, не возражали против битумного производства в 300 метрах от жилого массива.
Кстати, природоохранная прокуратура также не выявила серьезных проблем с атмосферным воздухом в Коломягах. В декабрьском ответе ведомства: «Атмосферный воздух соответствует требованиям действующих государственных санитарных норм и гигиенических нормативов». И чуть ниже: «атмосферный воздух соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам». Да и комитет по природопользованию все время говорит о превышении ПДК лишь по ароматическим углеводородам.
«Инновационный подход»
Второй фактор — экономический. ОАО «Асфальто-бетонный завод №1» далеко не последнее предприятие в городской дорожной отрасли. Так, в 2014 году компания получила подряды на реконструкцию дороги в аэропорт «Пулково», ремонт Зеленогорского шоссе, строительство путепровода в Гатчине, строительство подпорных стенок Западного скоростного диаметра, ремонт Кольцевой автодороги и трассы «Кола».
По данным городского правительства, ОАО «АБЗ-1» — крупнейший в Петербурге производитель асфальтовых смесей для строительства и ремонта дорожных объектов. Суммарный объем выпуска — до 15 тысяч тонн в сутки (доля рынка — 25%).
Более того, минувшим летом предприятие удостоил вниманием лично кандидат в губернаторы Георгий Полтавченко, который посетил новую производственную площадку АБЗ-1 в Пушкинском районе. И.о градоначальника не скупился на похвалы: «Каждый год в нашем городе ремонтируется и строится много дорог. А значит, на повестке дня остро стоит вопрос качественных материалов. Компания «АБЗ-1» – пример предприятия, производящего качественную продукцию и демонстрирующего инновационный поход», — сказал Георгий Полтавченко. «Он поздравил коллектив компании с открытием нового завода и пожелал успешной работы», — добавляла пресс-служба Смольного.
Уделял внимание заводу и другой кандидат в губернаторы — «родинец» Андрей Петров, который взял ситуацию в Коломягах «под свой общественный контроль» и «вышел на руководителя предприятия Владимира Валентиновича Калинина». Итогом выхода стало то, что предприятие «проявило социальную ответственность» в виде регулярных акций по уборке территории. Первая акция прошла за два дня до выборов. О других акциях не сообщалось, но первая уборка дала Петрову возможность понять, что АБЗ-1 это «социально ответственный бизнес» (цитаты по сайту nwrodina.ru).
Таким образом, до июня этого года, когда истекает договор аренды «Асфальто-бетонного завода №1», Смольному предстоит выбирать между стабильностью госзаказа, бизнес-интересами и экологией отдельного района.
«В настоящих условиях экологическая обстановка угрожает здоровью и жизням жителей. Такое соседство для детей просто недопустимо. Здесь жилые дома, школы, детские сады. Мы, конечно понимаем, что исправлять какие-то ошибки всегда достаточно сложно, но мы надеемся на Вас, Игорь Николаевич», — говорят жители.
Игорь Албин взял 10 дней, чтобы вникнуть в ситуацию.
Дмитрий Борисов / АБН