Тайвань оказался накрыт волной мирового экономического кризиса, однако эксперты отказываются строить пессимистичные прогнозы и утверждают: пережили кризис конца девяностых и двухтысячных, и этот тоже сможем преодолеть. В настоящее время Тайвань активно пересматривает свои отношения с Китаем и ищет новые выходы на мировые рынки. О том, как обстоят дела на острове — разговор с директором Центра макроэкономических прогнозов Тайваньского института экономических исследований Гордоном Саном. Именно его Центр делает долгосрочные прогнозы для правительства Тайваня.
Гордон, расскажите, как сейчас обстоят дела с экономической ситуацией на Тайване?
Мы ориентируемся на экспорт, наша главная цель выводить наши товары и услуги на мировой рынок. Мы преуспели в продаже гаджетов, но если брать показатели сентября, то продажи упали. Правда, мы все равно оптимистичны, и говорить о рецессии пока рано. Сейчас по всей Азии идет дефляция. К счастью, на Тайване в меньшей степени.
В чем она появляется?
Люди не хотят тратить деньги, и цены на товары падают. Потребитель отказывается делать покупки. К примеру, сейчас доход таксистов на острове вырос за счет увеличения количества туристов, но при этом они не хотят тратить заработанное. Глобальная экономика идет вниз. Люди боятся вкладывать средства в производства. Поэтому наше правительство сейчас само активно поддерживает стартапы, и пытается убедить инвесторов делать вложения.
Государство сейчас выступает тотальным контролером всего происходящего?
И да, и нет. Мы получаем большое количество госзаказов, что хорошо, деньги остаются на острове, но нам надо расширяться. Нашим крупнейшим партнером на данный момент остается Китай. Он потребляет 40% нашего экспорта. Нас радует стабильность в этих отношениях, но нам пора идти дальше.
Как потребитель относится к Вашему товару?
Сегодня многие приезжают на Тайвань, чтобы сделать покупки. Они не хотят платить больше, как это было бы в Японии. Но при этом мы все еще в сложном положении. Дело в том, что мы по цене выше, чем Китай, а по качеству ниже, чем Япония. Поэтому потребители не так часто, как нам хотелось бы делают выбор в нашу сторону. Поэтому можно говорить о том, что сейчас государство нацелено на развитие технологий.
То есть молодым у вас дорога?
Мы верим, что новое поколение создаст новую бизнес-модель, которая поможет нам закрепиться на мировом рынке. Мы все время в поиске новых решений.
А на ваш взгляд — это реально для Тайваня стать абсолютно независимым от Китая?
Не стоит класть все яйца в одну корзину, нужно искать новых партнеров. Но на данный момент связи с Китаем крайне крепки. У нас один язык, нам довольно просто вести бизнес. К тому же львиная доля туристов на Тайвань приезжает именно из Китая. Это около 4 млн человек, из 9 млн, которые останавливают свой выбор на наем острове. У нас существуют специальные квоты для китайских туристов, до 8 тыс. человек к день. Под них мы строим гостиницы, развлекательные комплексы. Мы договорились о дипломатической поддержке туристов.
То есть это беспроигрышная сотрудничество для вас?
Это палка о двух концах. Сейчас Китай начал постепенно сокращать количество туристов, которых он пускает на остров, так как в январе будущего года нас ждут выборы, а Китай показывает, что он все еще может на нас влиять.
Туризм ваш основной доход?
Да, в среднем один турист за поездку тратит $1147, а в общей сложности это почти $680 млн в год.
Как обстоят дела с другими деловыми партнерами?
Мы сотрудничаем с Японией, США. Россия входит в десятку наших партнеров. Сейчас для нас важно войти в Транстихоокеанское партнерство. Это даст нам выходы на новые рынки. И возможность сохранять экономический баланс, без оглядки на мировую политику.