Закрыть

Разгонка на фракции. Ждет ли фракционные поправки к бюджету Петербурга судьба поправки БФК

В понедельник бюджетно-финансовый комитет ЗакСа Петербурга одобрил поправки в проект городского бюджета на будущий год. Сам комитет ЗС не предлагал скандальной анонимной поправки, вместо этого ее аналог представили некоторые фракции и депутатские объединения. При этом не все депутаты горят желанием раскрывать авторство предложений, вопреки заявлениям спикера Макарова. В Смольном констатируют, что полной прозрачности процесса нет, но уверяют: это зависит исключительно от самих депутатов.

ЗакС, 25 марта 2015Напомним, претензий к так называемой поправке бюджетно-финансового комитета было две. Первая: предложения в поправке были анонимными. То есть отдельные парламентарии приносили в БФК свои притязания (каким организациям помочь, на какие цели деньги выделить), а принималось все безымянно. Таким образом, народные избранники могли пролоббировать выделение средств «своим организациям». Вторая претензия: те депутаты, которые голосуют против бюджета по версии Смольного, свои предложения могут в БФК не носить. Таким образом получалась возможность бюджетного распределения по усмотрению депутатов в обмен на лояльность к исполнительной власти. По крайней мере так схема выглядит на словах представителей партии «Яблоко». Они (во всяком случае, официально) поправки ни разу не получали.

В 2015 году и в ЗакСе, и в Смольном заявили о необходимости отказаться от поправки БФК в нынешнем виде. Так, спикер Вячеслав Макаров после первого заседания ЗакСа в сентябре заявил, что сделает поправку комитета поименной. По словам главы парламента, он уже давно публично заявлял, что одобряет это изменение. Руководитель законодательной власти ранее заверял журналистов, что поименный список поправок журналисты получат после того, как бюджет примут во втором чтении.

В понедельник бюджетно-финансовый комитет рассмотрел все поправки, которые поступили ко второму чтению бюджета. При этом БФК помимо губернаторской поправки №7259 рассмотрел поправку №7269. В решении комитета она названа «поправками 1-4 фракций из документа №7269», что не совсем верно: предложения подали «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и группа независимых депутатов (официально она в структуре ЗакСа незарегистрирована; ее парламентарии формально входят в партийные фракции от которых были избраны). Не подавали своих предложений «яблочники» и коммунисты. Первые — так как это принципиальный вопрос (формулировка Александра Кобринского), вторые — «потому что наши предложения были учтены при обсуждении бюджета летом на нулевых чтениях, это поправки больше чем на 1 млрд рублей» (лидер «зюгановцев») Владимир Дмитриев.

Опрошенные лидеры депутатских групп в понедельник не смогли четко ответить на вопрос «Агентства Бизнес Новостей», когда они раскроют поименный список своих бюджетных чаяний. По словам лидера парламентских «справедливороссов» Алексея Ковалева, у них вообще нет именного списка этих предложений.

«Потому что денег, до которых удалось договориться с «Единой Россией», скажем так, слишком мало для того, чтобы мы делали поименные жесткие поправки. Потому что мы постарались, чтобы поправки были сбалансированными. Чтобы они шли по различным сферам, чтобы не было всех поправок только в одну сферу. Каждый депутат завален обращениями от разного рода организаций, в первую очередь, бюджетных. Речь в оправке идет о деньгах, которые пойдут бюджетным распределителям средств», — отметил Ковалев.

В этой ситуации он не видит смысла увязывать авторство поправок с конкретными получателями (мол, и так понятно, кто и на какие цели получит деньги).

По словам лидера группы независимых депутатов Максима Резника, он ничего не видит плохого в поправке БФК. При этом он не скрывает, что предложения из поправки №7269 были заранее согласованы с «Единой Россией». Что касается раскрытия поименного авторства, то это будет сделано позже, «когда появится возможность».

Дело в том, что мы иногда и не знаем, что конкретно, откуда возникает что. Кто-то предложил, что-то где-то было решено еще в мае месяце

Замруководителя фракции «Единая Россия» Александр Кущак так отвечал на вопросы АБН по поправке №7269.

— А можно где-то узнать, расшифровать, кто что предложил? Или это будет как раньше с поправкой БФК?

— Не знаю, как это расшифровывать. Спросить надо, кто чего подавал, — посоветовал «единоросс».

— В сводном виде поправку можно увидеть? Фракция раскроет ее?

— Где-то это будет опубликовано. Не секрет это, — ответил Кущак.

— Где? Когда?

— Дело в том, что мы иногда и не знаем, что конкретно, откуда возникает что. Кто-то предложил, что-то где-то было решено еще в мае месяце. Допустим, я обращался, чтобы поисково-спасательной службе помогли. Подал поправку губернатор в итоге. Они (предложения депутатов — АБН) не секретные, по большому счету.

— Просто нам бы посмотреть поподробнее, — пояснил журналист.

— Ну так вы получите этот документ потом. Грифа секретности на нем нет.

По мнению «яблочника» Александра Кобринского, предложения фракций, которые одобрил в понедельник БФК, означают по сути сохранение той самой поправки БФК.

«Журналисты требуют, чтобы поправка БФК была раскрыта. Теперь вам скажут, что ее просто нет», — сказал АБН Кобринский. «Это все то же самое, та же договоренность, просто технически она иначе оформляется», — отмечает депутат. «Мы не участвуем в поправке БФК. Вы теперь видите, кто у нас власть в городе: «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и так называемые независимые депутаты, которые на шесть человек получили 75 млн рублей», — добавил Кобринский.

Справедливости ради, отметим несколько моментов. Во-первых, остальные большую часть поправок получила «Единая Россия» (свыше 2 млрд рублей на 20 депутатов). Во-вторых, незавсимые депутаты за бюджет не голосовали. В-третьих, на БФК поддержали только те фракционные предложения, что вошли в поправку №7269. Отдельные предложения не прошли как у «Справедливой России», так и у «Яблока», так и у группы Резника. Это объединение выдвинуло больше всего предложений (на основе своего альтернативного бюджета), глава комитета финансов Алексей Корабельников назвал их популистскими.

Кстати, Корабельников в понедельник так прокомментировал новый механизм корректировки бюджета. «Мы изначально говорили о том, что мы заинтересованы в максимальной прозрачности бюджета, в том числе, по вносимым поправкам. Безусловно, любые инициативы, которые связаны с персонификацией этих поправок, мы будем поддерживать. Думаю, рано или поздно мы к этому придем», — сказал чиновник в комментарии АБН.

При этом замену одной поправки четырьмя (хотя сведены они все равно в одну) он считает уже позитивным шагом. Окончательное же решение — за самим ЗакСом, подчеркнул Корабельников.

«Для того, чтобы решить кардинально этот вопрос, безусловно, нужны изменения в закон о бюджетном процессе. Пока таких изменений нет, ЗакС эти изменения не пропускает, и вопрос остается в руках депутатского корпуса», — сказал он.

Василий Романов / АБН

P.S. В последнее время в контексте поправки БФК часто звучало имя депутата Светланы Нестеровой. Ее помощниц подозревают в хищении бюджетных средств, выделить которые могли именно по предложению Нестеровой через институт анонимной поправки. Так вот на вопрос о том, подавала ли депутат свои предложения в новую поправку от «Единой России» (то самое «предложение 1 из поправки №7269») она ответила: «А что, есть такая поправка?»

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров