Закрыть

Холодно и пусто. Почему на богатейшем арктическом шельфе не оказалось ресурсов?

В понедельник «Газпром нефть» заявила о том, что освоение одного из арктических нефтяных месторождений переносится на 16 лет. Пробуренные скважины не дали положительных результатов. В Минприроде решили дать время для дополнительных разведывательных работ. Эксперты уверены, что приостановка освоения связана с низкими ценами на нефть. Однако разговоры об освоении шельфа велись еще задолго до их падения, но результатов почти нет. Для чего нужна отсрочка и когда начнется освоение Арктики – в материалах «Агентства Бизнес Новостей».

G«Газпром нефть» в понедельник получила отсрочку на освоение Долгинского месторождения на Арктическом шельфе до 2031 года. Роснедра позволили компании отложить разработку месторождения из-за того, что результаты бурения разведочной скважины оказались отрицательными. В Минприроде отметили, что перенос сроков добычи связан с необходимостью в проведении дополнительных геологоразведочных работ. В «Газпром нефти» сообщили, что говорить о сроках ввода месторождения в эксплуатацию преждевременно.

По подсчетам нефтяников, на месторождении можно было бы добывать около 30 млн тонн нефти в год. Планировалось, что к 2019 году на Долгинском месторождении пробурят три скважины. К настоящему моменту пробурены две, стоимостью $500 млн каждая. Однако нефть обнаружить так и не удалось.

Эксперты сошлись во мнении, что перенос работ связан с низкими ценами на нефть. Как только они восстановятся, работы продолжатся, уверены эксперты. В настоящее время у России нет острой необходимости в освоение шельфа, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Надобности такой нет. Даже то, что сейчас делается, это работа лет на 20-30 вперед. Мы сейчас пытаемся наработать какие-то технологии и получить сумму знаний, которая по большому счету, пригодится нашим детям, а не нам. Мы сейчас не будем полномасштабно шельф осваивать.. Это постепенная работа», — считает эксперт.

При этом, работа на шельфе стала драйвером для ряда областей, уверен Фролов. Освоение шельфа зависит от развития транспортной системы, потому что регион остается наиболее трудным для разработки. И до недавнего времени, как отметил ученый, у России не было достаточно мощностей для освоения Арктики.

«Этот регион очень тяжелый, есть регионы, которые проще, и нефти там еще полно, и до 2031 года ее точно хватит. А на шельфе крайне сложная ледовая обстановка. Льды по 9-11 месяцев в году», — сказал Фролов.

При этом эксперт уверен, что если бы результаты разведки оказались положительными, то сомнений в добычи бы не возникло. Однако в настоящее время перед «Газпром нефтью» встал вопрос, на сколько можно отложить освоение Долгинского месторождения. По словам Фролова, компании предоставили «люфт для принятия решений и проведения некоторых мероприятий».

«Взяли отсрочку в 16 лет, чтобы посмотреть на цены на нефть, и что с ними будет. У «Газпром нефти» очень большие планы по наращиванию добычи углеводородов. Я думаю, имеющейся ресурсной базы им хватит, для того, чтобы эти планы выполнить. Тем более, они добывают не только в России, но и на Ближнем Востоке», — пояснил эксперт.

По его словам, одна неудача не перечеркивает перспективность региона. В настоящее время компании не готовы изымать деньги из других отраслей и тратить их на дополнительную геологоразведку. В нынешней ситуации это решение обосновано, считает Фролов.

В этом с ним согласен и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его мнению, перенос работ по освоению Долгинского месторождения на арктическом шельфе целесообразен, и их стоит отложить «до лучших времен». Когда цены на нефть зафиксируются на уровне выше $110 за баррель, тогда нефтедобывающие компании смогут расконсервировать имеющиеся месторождения и начать добычу, уверен Юшков.

«Это самое подготовленное к добыче месторождении из всех месторождений на шельфе в Северном море. В 2014 году там была пробурена уже четвертая разведочная скважина… Его можно довольно быстро ввести в строй», — пояснил эксперт.

По его словам, осваивать шельф начнут примерно через 15 лет. Хотя ранее планировалось начать работы уже в ближайшем будущем. «Газпром нефть» и «Роснефть» даже соперничали за право быть первыми в Арктике, вспоминает эксперт.

«При тех ценах на нефть, когда все затевалось, это были довольно реалистичные проекты. Конечно, часть пиара в этом есть, что вы первые выходите в настоящую Арктику. «Газпром нефть» конкурировала в этом плане с «Роснефтью». И они даже спорили, где начинается Арктика. Но при существующей стоимости нефти, все эти проекты становятся нерентабельными», — отметил эксперт.

В свою очередь партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин подчеркнул, что на протяжении длительного периода разговоры об освоении шельфа так и не повлекли за собой никаких реальных последствий.

«Все разговоры об освоении шельфа, начиная с лета прошлого года – это пустая болтовня. Поскольку цены на нефть достигли такого уровня, что стоимость добычи на арктическом шельфе стала неподъемной для компаний, поэтому освоение они сейчас начинать не будут», — подчеркнул Крутихин.

Кроме того, эксперт отметил, что в настоящее время разведывательные работы на шельфе сворачиваются. Нефтедобывающие компании пока не собираются тратить средства на добычу арктической нефти. По словам Крутихина, «есть подозрения, что период низких цен на мировом рынке может затянуться еще лет на десять». В условиях низких цен на нефть российские компании не планируют увеличивать добычу, подчеркнул аналитик.

«Наращивать объемы никто не собирается, даже наше оптимистическое министерство по энергетике. В лучшем случае до 2035 года мы сохраним нынешний объем добычи. Хотя, как отмечают в нефтяных компаниях, к 2035 году добыча должна сократиться с нынешнего уровня, 526,5 млн тонн до 310 млн тонн, по некоторым данным даже до 297 млн тонн в год», — сказал Крутихин.

С одной стороны, нефтяные компании констатируют ту ситуацию, которая складывается на мировом нефтяном рынке. Но, с другой стороны, прогнозы нефтяников эксперт связывает с получением привилегий для отрасли.

«Отчасти они шантажируют правительство, говоря дать им больше налоговых льгот, иначе добыча обрушится», — сказал Крутихин.

Напомним, ранее в Минприроды заявляли, что на арктическом шельфе сосредоточено около 120 млрд условного топлива. Как заявлял замглавы министерства Денис Храмов, противоречивость освоения ресурсов состоит в том, что. с одной стороны, это очень перспективный участок, но с другой стороны, несет за собой массу неопределенностей. «Там газ или нефть? От этого зависит очень большой пласт стратегических решений», — говорил Храмов. При этом, по его словам, к 2035 году возможна добыча 200 млн тонн нефти только с арктического шельфа. На данный момент в Арктике эксплуатируется только одно месторождение – «Приразломное». Однако на нем можно добывать не более 5 млн тонн нефти в год. Общий извлекаемый запас составляет порядка 70 млн тонн жидких углеводородов. Все 100% акций принадлежат «Газпром нефть шельф».

Юлиана Михайлова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров