Закрыть

«Красивая игрушка». Полезен ли новый проект аэроэкспресса Петербургу?

Из федерального бюджета выделят 10 млрд рублей на аэроэкспресс в Петербурге от аэропорта Пулково к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Таким образом, проект, в свое время не поддержанный Министерством транспорта, все-таки реализуют. При этом по новой схеме – поезда будут подводить от Пулково не к Балтийскому, но Витебскому вокзалу. «Агентство Бизнес Новостей» опросило экспертов о новом-старом петербургском аэроэкспрессе.

Аэроэкспресс фото с сайта sostav.ruО том, что деньги на аэроэкспресс найдены сообщил вице-губернатор города Игорь Албин. Десять миллиардов Петербург получит в виде кредита. Смольный обязуется выплатить его за три года под ставку 1,5% годовых.

Деньги выделят в два приема: оба раза по пять миллиардов рублей. При этом на 2015 год проект аэроэкспресса стоит 18 млрд рублей, реализовать его обещают за два с небольшим года (26 месяцев), к чемпионату FIFA-2018. Недостающие 8 млрд планируется получить из бюджета города и от инвесторов.

Отметим, ранее строительство хотели разделить между частными инвесторами. Но Минтранс не поддержал проект. Ведомству нравился сам аэроэкспресс как таковой – замминистра транспорта РФ Николай Асаул называл его «одним из самых эффективных, самых дешевых и самых доступных способов добраться без пробок из аэропорта в город». Но включить его в проект подготовки к Чемпионату мира по футболу в России отказались. «По объективным технологическим причинам аэроэкспресс просто не построить в оставшееся время», – говорил замглавы Минтранса.

Прошло время, ведомство поменяло свою позицию и поддержало проект. После этого на аэроэкспресс выделили деньги.

«Мы сразу обсуждали два варианта: либо государственная субсидия, либо государственный кредит. В субсидии, как известно, отказали, а бюджетный кредит подтвердили. Теперь правительство рассматривает разные варианты с участием компаний, которые готовы инвестировать в аэроэкспресс», – объяснили АБН в аппарате Албина.

Впрочем, не всем нравится такой способ финансирования проекта. Заведующая кафедрой «Экономика транспорта» Института прикладной экономики и бухгалтерского учета железнодорожного транспорта Наталия Журавлева сказала АБН, что в этой ситуации требуется партнерство бизнеса и государства.

«Практически все проекты, подобные аэроэкспрессу, в мире построены по принципу частно-государственного партнерства. Почему это не делается в Петербурге? Я не могу ответить. Да у нас сейчас кризис и война, но, например, все самые крупные мосты в Нью-Йорке построили во время самой тяжелой экономической депрессии, в 20-30е годы. И это правильно: когда плохо, надо строить дороги, аэроэкспрессы, метро. Но источников у государства сейчас нет, значит, нужно привлекать деньги с рынка. Должно быть частное партнерство с нормальными правилами», – заявила АБН Журавлева.

По мнению профессора кафедры Транспортных систем СПбГАСУ Андрея Горева, новая конечная остановка аэроэкспресса – это лучше, чем было, но проект по-прежнему малорентабельный. «Аэроэкспресс нужен только если он повезет куда-то, куда людям нужно. Теперь аэроэкспресс проложат до Витебского вокзала – уже получше. Он ближе к центру, более свободный, проходит Купчино, где есть вторая ветка… Но все равно это не спасет от того, что проект имиджевый. Он, может быть, треть людей будет привлекать, а основная часть пассажиров поедет на автобусе, потому что аэроэкспрессом дорого», – сообщил АБН Горев.

Более того, эксперт уверен, что построить аэроэкспресс к чемпионату мира не успеют. Другой специалист – из межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин надеется, что проекта и вовсе не будет.

«В теории аэроэкспресс – нужная связь, но только в том случае, если все остальные транспортные проблемы в городе решены. У нас проблемы с наземным транспортом, непонятная ситуация с метро, о котором идет много разговоров, но качество не доводят до достойного уровня. Кто-то принес руководителям нашего города идею, что нужен аэроэкспресс. Это чистый пиар и в нынешних условиях непозволительная роскошь. За эту красивую игрушку, которая чуть поездит, а потом непонятна как будет использоваться, придется расплачиваться налогоплательщикам», – прокомментировал ситуацию для АБН Валдин.

Добавим, ранее Смольный просил правительство России выделить на проект бюджетную субсидию в 10 млрд. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ответил отказом. Отметим, городские власти рассчитывают окупить затраты на строительство аэроэкспресса за счет высокого пассажиропотока.

Артем Александров, Юлиана Михайлова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров