Этот год называют кризисным, однако не все компании теряют выручку и несут убытки. «Агентство Бизнес Новостей» поговорило с членом совета директоров компании «Хенкель» Россия, директором подразделения «Бытовые клеи» Алексеем Ананишновым о том, как его организации удается сохранять положительную динамику развития и занимать ключевые позиции в отрасли. Также он рассказал, как продвигается программа импортозамещения и локализации, когда потребительский спрос вырастет, и почему Россия привлекательна для иностранных инвесторов.
Как отразился экономический кризис на деятельности компании?В этом году Henkel отмечает свое двадцатипятилетие в России, поэтому для нас это не первый экономический кризис в стране, с которым мы столкнулись. Что касается нашей продукции, то мы действительно наблюдаем некоторое сокращение спроса. Сейчас люди предпочитают тратить деньги на предметы первой необходимости, а относительно стройки, товаров для ремонта — здесь спрос немного снизился. Но он не исчез, и мы даже считаем, что это отложенный спрос. Если люди сейчас не делают ремонт, то это желание у них накапливается, так как в среднем российские семьи делают ремонт в квартирах раз в пять лет. Возможно, когда ситуация в экономике немного улучшится, мы увидим возобновление спроса в этом сегменте.
Есть ли у Вас прогнозы относительно того, когда спрос вновь вырастет?
Здесь сложно что-либо прогнозировать, никто не знает, что будет в будущем. Но зачастую, если люди не могут позволить себе новую квартиру — сейчас все-таки ипотека стоит дорого — то волей-неволей для того, чтобы привнести изменения в свою жизнь, они делают ремонт. Россияне используют больше всего обоев в мире. А мы производим обойный клей. Россия в любом случае, даже в текущих условиях, — очень перспективная страна, потому что средний уровень жизни здесь, все-таки, высокий.
Какие тенденции наблюдаются в последнее время?
Очевидная тенденция — люди хотят покупать дешевле. Мы это замечаем на некоторых продуктах. Однако если ты покупаешь дешевый клей или герметик — будь готов еще раз переделывать работу. Наша продукция сравнительно дорогая, потому что мы используем преимущественно импортное сырье, которое, несмотря на долгий срок работы компании на российском рынке, не смогли полностью заместить. Доля импорта в клеевой продукции составляет 70-80%. Это и ингредиенты клея, и упаковка. В некоторых случаях и производство сырья, и упаковки, требует очень больших инвестиций. Конечно, мы ищем материалы на местных рынках. Мы работаем с лабораторией, которая помогает нам адаптировать формулы, если применяется какое-то новое сырье. Для адаптации продукта с учетом требований по качеству необходимо время, для внедрения нового сырья уходят месяцы, быстрого переключения нет.
Какие меры принимает компания для улучшения экологической обстановки?
Это большое количество программ, в том числе «Бережливое производство», и все процессы, связанные с экологичным использованием ресурсов, которые составляют масштабную программу сохранения окружающей среды. На глобальном уровне у Henkel есть «Стратегия устойчивого развития до 2030 года», ее главная цель – увеличить эффективность производства и уменьшить влияние на окружающую среду. Мы работаем над тем, чтобы сокращать расход энергии и воды. Отходы на производстве неизбежны, но мы стараемся их минимизировать.
С 2010 года расход электроэнергии на объем продукции на нашем заводе снизился примерно на 17%, а расход воды почти на 80%. Объем отходов за это же время уменьшился на 13%. Плюс, мы нашли несколько вариантов утилизации безвредных веществ, которые раньше не удавалось утилизировать полностью. Сейчас многие из них можно использовать вторично. Мы также утилизируем оргтехнику и другие предметы, напрямую не связанные с производством. При этом корпоративные требования компании Henkel касательно экологии намного жестче государственных требований.
Как изменились цены за год?
К сожалению, мы были вынуждены поднять цены на нашу продукцию. Это во многом связано с импортом сырья из Европы, частично из США и Бразилии. Но если евро вырос в два раза, наши цены поднялись не на такой высокий уровень.
Каков инвестиционный климат в отрасли?
Мы заинтересованы в российском рынке и планируем активно развивать здесь наше присутствие. Для нас кризис – это лишь очередной период, как погода: бывает хорошая, бывает не очень. Это очередной вызов, новая окружающая среда, к которой можно адаптироваться. Для тех, кто находится на рынке, кто понимает, что здесь происходит, мало что меняется. За исключением тех компаний, которые принимают решения инвестировать не в Россию, а в другие страны.
Мы развиваем здесь производство. Сейчас монтируем линию по герметикам. Мы оптимизируем те линии, которые у нас есть, то есть инвестиции идут. Раньше мы привозили герметики из Европы, но это достаточно популярный продукт. Поэтому производственная линия в России расширяется. Опытные партии уже выходят, я надеюсь, что в будущем году мы заработаем на полную мощность. Сейчас в производство было инвестировано несколько миллионов евро.
Как изменились финансовые показатели за год?
Компания развивается положительно. У нас ведь несколько бизнесов – чистящие и моющие средства, косметика и клеи и технологии. Продажи компании в России за 2014 год составили около €1 млрд. В этом году в рублевом выражении наш доход продолжает расти. Я не могу сказать, что это бешеный рост, но это стабильный рост.
Что удалось импортозаместить?
В нашем подразделении не так много. У коллег из подразделения Beauty Care объемы импортозамещения выше из-за более высокой доли ингредиентов локального производства. Но для производства определенного сырья необходимы объемы. Запустить завод, который будет производить 100 кг сырья невозможно. В наш клеевой потребительский сектор зачастую продукты поступают из индустриального сектора. Например, промышленный клей. Так, компания Henkel активно сотрудничает с лидерами автомобильной промышленности. Так как производители все время совершенствуют свое производство, поставщики, в том числе и Henkel, также представляют инновационные продукты. Новинок много, но они не появляются на потребительском рынке, только для индустрий. Мы можем почерпнуть многое из промышленного бизнеса, и нам важно адаптировать данные технологии для конечного потребителя.
Говоря об импортозамещении, гораздо проще закупать сырье локально. Везти сырье с другого континента неэффективно. На территории Петербурга и Ленобласти производят в основном упаковку, например, тюбики для клея. Производство сырья требует не только инвестиций, но и опыта. Некоторые производства нельзя моментально создать и запустить в работу: нужно пройти первоначальный этап и с точки зрения развития производства, и с точки зрения подготовки специалистов – иногда на это могут уйти годы.
Оказывает ли государство поддержку?
С местными властями мы стараемся находиться в постоянном контакте, находить решения в рамках диалога. Помогать нужно тем, кто ничего не делает или тем, кому нужна помощь по определенному проекту. Я бы скорее говорил о взаимодействии, нежели помощи.
Были ли проблемы из-за санкций?
У нас нет сырья, которое бы попадало под санкции. Хотя некоторые ингредиенты для производства сейчас задерживаются на границе с Турцией на 10 дней, это дополнительные затраты. Однако в общем объеме производства у нас присутствует небольшая часть импорта из Турции.
Юлиана Михайлова / АБН