Ситуация в пивоваренной отрасли России продолжают ухудшаться далеко не первый месяц. Спаду способствует не только кризис, но и законодательные инициативы. «Агентство Бизнес Новостей» изучило положение на рынке.
Так, рынок пива в стране в первом квартале упал на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года из-за макроэкономической ситуации в стране. Такие данные приводят в пивоваренной компании «Балтика».
По данным Росстата, за первые три месяца снижался объем производства пива. В марте было произведено 64,7 млн дкл, что стало спадом по сравнению с мартом прошлого года в 26,7%. В результате объем производства в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился на 5,2%.
Продажи пива в первом квартале составили 221 млн дкл, подсчитали в Росстате. Относительно первого квартала реализация пива показала рост в 1,1%. В марте было продано 76,8 млн дкл, что стало спадом в 0,6% по сравнению с этим же месяцем прошлого года.
За минувший год импорт пива в Россию сократился более чем на 71%. По данным Федеральной таможенной службы, в первом квартале этого года в страну ввезли 13,43 млн литров пива, тогда как за 2014 год — 46,97 млн литров напитка. На ситуацию повлияло как общее снижение рынка, так и решение Роспотребнадзора, который приостановил с 15 августа 2014 года ввоз спиртных напитков и пива из Украины, а они составляли больше половины на рынке импортного пива в России.
Помимо общей экономической ситуации на положение российских пивоваров негативно повлиял ряд ограничительных предложений. Среди них и запрет на рекламу, который временно сняли на ближайшее время, временные ограничения, запрет на торговлю в нестационарных объектах. Кроме того, акциз с 2009 года вырос в пять раз. Кроме того, обсуждается и вопрос с выпуском продукции в пластиковой таре. В России доля пива в ПЭТ достигает порядка 60%. Эти инициативы преподносятся как усилия по снижению алкоголизации населения.
Добавим, планируется и подключение пивоваров к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Изначальные сроки перенесли на 1 июля 2016 года. Эту инициативу негативно восприняли игроки отрасли. Так, директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов выступал за перенос даты, что и было позже сделано.
Озвучивать прогнозы и говорить о перспективах пивного рынка в «Балтике» не стали. Там сослались на информационную политику компании.
В ООО «Василеостровская пивоварня» отметили, что прогнозы сейчас давать тяжело. Тем не менее, глава отдела маркетинга Елизавета Лазарева пояснила, что пивной рынок нестабилен.
«Факторов множество. Это и экономическая нестабильность в стране, и ужесточение законодательной базы в отношении производства пива. Плюс в целом на российском рынке пива в данный момент происходит некое перераспределение: уменьшается доля импорта, импорт стал значительно дороже, активно идет импортозамещение российскими брендами, развивается крафтовая пивная культура и прочее», — отметила она.
«В России в последнее время постепенно снижается объемы потребления и производства практически всех видов алкогольных напитков и пива. Так, за 2014 год падение производства столового вина составило 5,3% год к году — до 32,1 миллиона дкл. Производство водки сократилось на 22,3%. Производство игристого вина и шампанского упало на 9,4% в годовом выражении. Производство коньяка снизилось за год на 7% до 6,9 млн дкл, а пива сократилось на 8,6% — до 816 млн дкл», — приводит данные финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин.
Он отметил, что причинами тому случит целый рад факторов, способствующих этой тенденции.
«Так, сказываются достаточно высокие акцизные отчисления, госрегулирование отрасли и негативная экономическая конъюнктура. Тем более, пиво явно не является товаром не первой необходимости. Помимо этого, стоит отметить, что на рынке происходят и структурные изменения: на слабоалкогольном рынке падает потребление пива на фоне сильной конкуренции с алкогольными коктейлями и, отчасти, вином. При этом, на мой взгляд, рост цен также ведет к росту объема потребления нелегальной продукции. Я ожидаю, что в 2015 году тенденция по снижению объема производства и потребления алкогольных напитков в РФ продолжится. Исключением станет водочный сегмент с учетом ослабления госрегулирования», — считает Нигматуллин.
По его мнению, нивелировать негативную тенденцию можно. Для этого пивоваренные заводы могли бы выходить на смежные рынки. Например, заняться производством безалкогольных напитков.
Отметим, что именно таким образом поступила не так давно пивоваренная компания Heineken. Она объявила о возобновлении производства кваса в России. Из-за падения рынка производственные мощности компании простаивали на 40%. За их счет Heineken и займется выпуском кваса сразу под несколькими марками.
Однако и такое решение не является панацей для пивного рынка, отмечает Нигматуллин. «Дело в том, что, несмотря на сравнительно большие объемы рынка, на безалкогольном рынке высока конкуренция со стороны PepsiCo и Coca-Cola. Вряд ли средние будут способны с ними конкурировать без резкого снижения маржи», — резюмировал эксперт.
Елизавета Большакова / АБН