В преддверии праздника «Дня Победы» в России стартовала акция, в рамках которой всем желающим предлагается повязать на одежду георгиевскую ленточку. В этом году акция приобрела небывалый масштаб. «Агентство Бизнес Новостей» спросило у политиков, к чему может привести повсеместное коммерческое использование георгиевских лент.
Акция «Георгиевская ленточка» была инициирована агентством РИА Новости и РООСПМ «Студенческая община». Она стала традиционной и проводится ежегодно. Однако в текущем году, в связи с 70-летием Победы, мероприятие приобрело небывалый масштаб. Черно-оранжевая лента украшает не только лацканы пиджаков политиков, бизнесменов, общественных деятелей и простых граждан, но и радиаторы, антенны и дворники автомобилей, ошейники собак. Лента стала не просто символом праздника Победы, но и используется сепаратистами Донбасса как знак отличия.
В преддверии праздника ленту используют в коммерческих и маркетинговых целях многие предприятия. Так, например, в социальных сетях публикуются фотографии бутылок водки, мороженого и даже пельменей с георгиевской ленточкой на этикетках. Ленточки выдаются покупателям супермаркетов, ресторанов общепита, посетителям банков.
Сложившуюся ситуацию многие называют абсурдом и гротеском. В цвета ленты красятся заборы, ей украшают деревья, а очевидцы сообщают, что даже в здании московского Кремля диваны обтянуты тканью цветов «огня и пороха». Георгиевские ленты также были на борту печально известного космического корабля «Прогресс». Роскосмос планировал доставить их на МКС к 9 мая.
Такое повсеместное распространение сакрального для многих символа часто вызывает не пиетет, а, напротив, реакцию отторжения. Ленту часто пренебрежительно называют «колорадской» даже те, кто считает себя патриотом.
Повсеместное распространение георгиевских лент – это кощунство, считает главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. По ее словам, лента, которую сейчас называют георгиевской, выдавалась участникам боевых действий вместе с орденом. Носить ее нужно так же с орденом и только тем, кто его заслужил. «Раздача георгиевских лент всем и вся, и когда ее повязывают на все части тела – это недопустимо. Вот если мы хотим хранить священную память о войне, нельзя так разбрасываться символами», — считает Прохорова. То же касается надписей «На Берлин!» на автомобилях и переодеваний в одежду времен войны, говорит Прохорова.
По ее словам, распространение ленточек порождает противоположную изначальной задумке реакцию. Однако она не видит в этом злого умысла. Скорее имеет место быть простое непонимание того, как работают символы памяти, считает Прохорова. При этом символы будут непременно использоваться в коммерческих целях, как только их наделят идеологическим смыслом.
Прохорова считает, что общество должно само решить, каким образом ему проявлять свою память. Георгиевская лента же – это инициированная властью акция, поэтому она наделяется каким-то сакральным пиететом. Само же общество не критически относится к бюрократическими актам. При этом личные или общественные инициативы часто называются кощунственными, заявила Прохорова, имея в виду случаи, когда танцы на фоне памятников расцениваются как оскорбление памяти. Танцы и песни тоже могут быть проявлением памяти, считает главный редактор «Нового литературного обозрения».
«Ленточка действительно объединяет людей, любящих Родину и чтящих память своих предков. Но когда она становится разменной – это становится кощунственным», — считает глава регионального движения «Санкт-Петербург – духовная столица» Елена Бабич. Использование ленточки в коммерческих целях – это надругательство, размывание самого смысла любви к Родине, считает она.
По мнению Бабич, такие символы, как георгиевская лента, не должны быть в свободном обращении, а если и распространяются, то людям нужно объяснять, как и куда их повязывать. В свою очередь Бабич считает, что ленточек выпущено слишком много и они теряют свою сакральность.
По ее мнению, массовым распространением лент могут заниматься настоящие враги России. «Это может быть сделано для того, чтобы довести все это до абсурда. В данном случае, это может быть сделано для того, чтобы вызвать отвращение у россиян к символам Победы», — считает Бабич. По мнению главы общественного фонда, надзорные органы должны контролировать что происходит с лентами после того, как они выпускаются.
Тем временем, в Москве активисты «Единой России» приурочили ко дню Победы флэшмоб, на котором развернули самую большую георгиевскую ленту в мире. Ее длина составила 14,18 метров, а ширина 70 см. Хороших вам праздников.
Степан Кропачев / АБН