Депутат ГД Оксана Дмитриева и ее сторонники приняли решение участвовать в парламентских выборах в Магаданской области. Они выдвигаются на базе «Партии национальной безопасности России». В этом регионе сторонникам парламентария придется конкурировать с «Гражданской инициативой» и Демкоалицией, которые уже зарегистрировали своих кандидатов. В Демкоалиции считают, что цель бывшей эсерки – отобрать голоса у их кандидатов. Однако среди политологов нет однозначного мнения о том, насколько действия Дмитриевой похожи на спойлерство.
О том, что «Партия Нацбезопасности России» (ПНБР) выдвинула списки на парламентские выборы в Магадане и Магаданской области, Дмитриева сообщила в среду. Первым и вторым номером в этих списках идут бывшие сторонники «Гражданской платформы» — депутаты городской думы Сергей Осипянц и Александр Орлов.
Как рассказала Дмитриева «Агентству Бизнес Новостей», она выбрала для выдвижения сторонников Магаданскую область только потому, что там у нее была сформирована команда. Помимо Магадана, ПНБР выдвинула списки в Курганскую областную и Ивановскую городскую думы, уточнил помощник Дмитриевой Павел Швец. По его словам, неформальный блок парламентария размышляет над выдвижением еще в нескольких регионах. В каких именно ни Дмитриева, ни Швец рассказывать не стали, но уточнили, что это не Калуга, не Кострома и не Новосибирск (в этих регионах тоже выдвигаются кандидаты от Демкоалиции и «Гражданской инициативы»).
И «Гражданская инициатива», и Демкоалиция не скрывают, что решили участвовать в магаданских выборах из-за небольшого числа зарегистрированных там избирателей. Руководитель избирательного штаба Андрея Нечаева (лидер ГИ) Максим Кац уверен, что и Дмитриевой двигали те же мотивы.
«В Магадане понятно почему все выдвигаются – там меньше всего людей живет, 110 тыс. избирателей. Там нужно собрать 650 подписей для выдвижения списка и 2,5 тыс. голосов для прохождения в думу», — сказал он в беседе с АБН. На вопрос о том, считает ли ГИ серьезным конкурентом сторонников Дмитриевой, Кац ответил, что в «Магадане вообще не про конкуренцию вопрос», главное – удастся ли кандидату набрать необходимое количество голосов.
А вот кандидат от «РПР-Парнас» Георгий Албуров уверен, что сторонники Дмитриевой решили участвовать в кампании в Магадане для того, чтобы отобрать голоса у Демократической коалиции, в которой состоит «РПР-Парнас».
«Мы считаем, что их выдвижение во многом связано с тем, что мы всерьез рассчитываем на получение мандата. <…> Это [выдвижение] тоже способ отнять у нас часть голосов», — сказал он в беседе с АБН.
По словам Албурова, на сегодняшний день уже около десяти партий заявили о намерении выдвинуть списки в регионе. «Естественно, такое скопление мы склонны приписывать своему желанию заняться серьезной кампанией и получить как минимум один мандат», — сказал Албуров.
Политолог Александр Кынев придерживается похожей позиции: по его словам, шансы преодолеть заградительный барьер у сторонников Дмитриевой невысоки. «Скорее всего, в условиях, когда в регионе уже есть «РПР-Парнас» и «Гражданская инициатива», еще одна партия условно демократическая создает ситуацию информационного шума, и, в общем, фактически получается спойлерство», — сказал он в беседе с АБН.
Политолог отметил, что в кампании уже участвуют несколько однотипных списков – помимо Демкоалиции и ГИ, есть еще и «Справедливая Россия». «Оппозиционных голосов на такое количество списков физически не хватит», — считает Кынев.
А вот политолог Константин Калачев полагает, что у Дмитриевой слишком много амбиций, чтобы «размениваться на спойлерство». «Ясно, что Дмитриевой, Грачеву и остальным политикам, ушедшим из «Справедливой России», сейчас нужна перед выборами следующего года (речь о выборах в Госдуму — АБН) история успеха. Очевидно, что они попробуют навалиться на регион все вместе и не будут жалеть ни сил, ни средств, чтобы показать, что Дмитриева — это не просто локальный феномен петербургский, а политик федерального уровня», — сказал политолог. Он добавил, что поскольку Дмитриева сделала ставку на людей уже состоявшихся, то списывать заранее со счетов кандидатов от ПНБР он не стал, как не стал бы и преувеличивать их шансы на успех.
Реакция представителей Демкоалиции на выдвижение сторонников Дмитриевой, по мнению Калачева, говорит о том, что они обеспокоены появлением нового игрока. «Демкоалиция несколько преувеличивает свою значимость. С точки зрения политического бэкграунда Дмитриева ничуть не уступает лидерам Демкоалиции, а во многом и превосходит их», — заметил политолог.
Более того, Калачев полагает, что история «РПР-Парнас» и «Партии прогресса» (входят в состав Демкоалиции — АБН) очень похожа на историю «Партии нацбезопасности России» и «Партии профессионалов» (Дмитриева основала последнюю после того, как покинула СР — АБН). В обоих случаях незарегистрированная партия берет в союзники зарегистрированную, чтобы выдвигать кандидатов по ее спискам. И в обоих случаях лидеры партий ориентируются, в первую очередь, на думские выборы.
С этой точки зрения Дмитриева вряд ли пошла бы на спойлерство, полагает Калачев. «Ну что может Дмитриева получить на этом спойлерстве? Благодарность администрации президента и несопротивление при выдвижении по одномандатному округу? Может, конечно, и так, но мне кажется, это достаточно мелко. Для нее важно создать альтернативу «Справедливой России». Хочет занять место СР, и ограничиться спойлерством? Если Дмитриева хочет закончить свою политическую карьеру, тогда да, но мне кажется, она хочет ее продолжить», — полагает политолог.
Мария Карпенко / АБН