Повышению доступности кредитов препятствует политика Центробанка. Такую точку зрения «Агентству Бизнес Новостей» высказал председатель правления «Института динамического консерватизма», экономист Андрей Кобяков.
По мнению экономиста, «кредитное стимулирование – один из самых эффективных механизмов стимулирования экономики». «Об этом говорит вся мировая практика, и в этом смысле Россия представляет собой уникальный пример. Когда в условиях кризиса с 2008 года во всем мире осуществляется политика нулевых процентных ставок, наш Центральный банк эти ставки вздыбил до небес. И, несмотря на то, что с тех пор произошло некоторое снижение, ставки все равно не могут считаться стимулирующими. Процентные ставки ЦБ однозначно удушают всякую экономическую активность», — заявил Кобяков.
В падении объема кредитования населения экономист обвиняет политику ЦБ: «Центробанк считает, что в стране не существует действительного спроса на деньги. Это странная позиция: конечно, если вы сделаете ставку в 1000%, у вас будет вообще нулевой спрос на кредиты. Руководство Центрального банка руководствуется логикой, что процентная ставка не должна быть ниже годовой инфляции. В противном случае, якобы, получается, что они будут дарить деньги. Но ведь это давно осуществляется во всем мире. Реальный процент по кредитам, которые предоставляют в Евросоюзе, в Штатах, в Австралии, в Японии – везде процент отрицательный. Иначе говоря, он ниже процента инфляции».
«Это механизм не является нарушением табу, которые себе изобрела госпожа Набиуллина, начитавшись учебников «Экономикс». Любые рекомендации проходят мимо ушей руководства Центробанка. Поразительно, но уже на эту проблему начал обращать внимания глава государства, указывая Центральному банку, что он занимает слишком упрямую позицию по вопросам размера процентной ставки», — подчеркнул эксперт.
«Кроме того, многие наши ведущие ученые, включая академика Глазьева, предлагают специальные программы развития, где ставки были бы символическими – на уровне 1-2%. Но здесь речь о специально отобранном проектном финансировании. Должна быть процедура отбора приоритетных проектов: прежде всего, инфраструктуры и модернизации российской промышленности», — предложил выход из проблемы Кобяков.
Напомним, что как стало известно в четверг, за первые шесть месяцев 2015 года в России двукратно сократился объем кредитования населения. Вместе с юридическими лицами объем кредитования рухнул в 2,5 раза. Если в 2014 году граждане и организации были закредитованы на 2,2 трлн рублей, то в начале 2015 года сумма сократилась до 870 млрд.