Сокращение табачного рынка в России вынудило японскую корпорацию JTI приостановить деятельность одной из четырех фабрик в России до 2016 года. В организации обосновали свое решение сложностями работы в стране: высокие акцизы дополняются низкой покупательной способностью населения. «Агентство Бизнес Новостей» собрало мнение экспертов об актуальном состоянии отрасли.
Владелец компании «Дон-Табак» и основатель холдинга «Группа АГРОКОМ» Иван Саввиди видит главные угрозы для табачного рынка России в высоком давлении государства и падении спроса.«Во-первых, сегодня в стране действуют достаточно жесткие ограничительные меры в табачной промышленности. Плюс для табачной отрасли у нас в стране не производится ничего, т.е. из заграницы привозится 100% основных материалов. К тому же, падение курса рубля, конечно же, сильно бьет по себестоимости производства. Мультинациональные компании перераспределяют и усиливают производство основных брендов на тех рынках, где это более эффективно. Тем и отличаются мультинациоанльные бизнес-акторы от мононациональных: они имеют возможность манипулировать и искать более благоприятные места сбыта», — заявил Саввиди.
Другая проблема, по мнению эксперта – падение потребления: «Тяжело сегодня продавать табачные изделия. Я думаю, к этому может рано или поздно может прийти и Philip Morris (Крупная табачная корпорация – АБН)».
По словам табачного магната, бизнес душат внепроизводственные издержки: налоги и акцизы. Ситуацию осложняет падение спроса на табачную продукцию. «С одной стороны, падет покупательная способность населения, а с другой стороны, становится все менее модным курение. Появилась тенденция к здоровому образу жизни. Поэтому, кто имеет несколько фабрик в одной стране, лучше увеличит производство на одной производственной площадке, и тем самым минимизирует внутрипроизводственные издержки, чем будет работать на нескольких площадках и нести дополнительные расходы», — отметил Саввиди.
Единственный выход для табачных компаний из России – искать новые рынки сбыта. «Российских производителей, так или иначе, нет — мы единственные, не считая малые цеха. Можно сказать, нам нелегко. Поэтому мы в разном объеме стараемся выходить на внешний рынок. Объем, который мы производим внутри страны, мы продать не можем и не сможем», — заключил специалист.
С мнением Саввиди согласен аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин: «Японская табачная компания JTI не собирается уходить из РФ. Речь идет о приостановлении работы московской фабрики до середины 2016 года. Основная причина кроется в сокращении российского рынка табачной продукции. Он находится под давлением сразу трех факторов: падения реальных доходов населения, удорожания импортного сырья в рублевом выражении и роста акцизов (из-за них стоимость одной пачки с 1 января дополнительно поднялась в среднем на 12-13%). По итогам 2014 года рынок в натуральном выражении сократился на 10% г/г до 300 млрд сигарет. В 2016 году падение продолжится, но меньшими темпами – на 5% г/г», — заявил Нигматуллин».