Сразу несколько крупнейших ритейлеров отрапортовали о росте в первой половине 2015 года продаж в своих интернет-магазинах. «Агентство Бизнес Новостей» решило разузнать у других представителей отрасли, как у них обстоят дела с онлайн-торговлей и не ожидают ли они, что скоро продажи через интернет полностью вытеснят традиционный шоппинг.
Большая техника
eMarketer (компания, специализирующаяся на рыночных исследованиях) прогнозирует рост объема онлайн-продаж в интернет-магазинах до 3,5 трлн долларов в течение пяти лет. При этом доля электронной коммерции в ритейле составит не менее 7% в текущем году, а к 2019 году вырастет до 12%.Со своей стороны отечественные ритейлеры, если верить их отчетам, оптимистические прогнозы аналитиков оправдывают. Так, один из крупнейших в России ритейлеров электронной и бытовой техники «Техносила» по итогам первой половины 2015 года увеличил свои интернет-продажи на 41% по сравнению с январем-июнем прошлого года. Объем продаж на сайте компании за отчетный период составил 2,45 млрд рублей против 1,74 млрд рублей в 2014 году.
По словам гендиректора компании Ильи Тимченко, из-за сложного начала этого года на рынке электроники ритейлеру пришлось «меняться в направлении мультиканальной модели продаж (то есть, онлайн и оффлайн) со значительным акцентом на онлайн сегмент.
Трафик на сайт «Техносилы» в период с января по июнь 2015 года вырос на 59% по сравнению с первым полугодием 2014 года. В свою очередь, трафик другого крупного ритейлера электроники и бытовой техники «М Видео» вырос за первое полугодие 2015 на 22% по сравнению с прошлым годом, при этом 10% всех покупок в «М.Видео» оформляется онлайн. Такие данные приводит сама компания. Объём продаж «М.Видео» через интернет-магазин в первом полугодии 2015 года вырос на 29% и составил с НДС 8,3 млрд. рублей. Объём продаж за тот же период прошлого года — 6,4 млрд. рублей с НДС. Большинство интернет-покупателей (68%) предпочитают услугу «Закажи и забери», позволяющую заказать товар на сайте и затем забрать в выбранном магазине.
Маленькая техника
Лучше всего с виртуальным ритейлом обстоят дела у торговцев мобильными устройствами.
Как сообщили АБН в «Связном», продажи через онлайн-канал являются частью стратегии развития компании как ритейлера.
«Компания придерживается мультиканального подхода к продажам, не отдавая предпочтения какому-либо из каналов. Возможность продавать так, как удобно покупателю, позволяет компании получать дополнительный доход от продаж, — объясняют в «Связном». — Мы подсчитали, что объем покупок только офлайновых клиентов примерно в 2 раза меньше только онлайновых и почти в 4 раза ниже – покупок клиентов, использующих оба канала. Объяснение этому достаточно простое – количество SKU (единица ассортимента – АБН) в небольшом салоне ограниченно, а в интернет-магазине шансы найти необходимую вещь значительно повышаются. Кроме того, во время поиска нужной модели покупатель может дополнительно приобрести аксессуары, другие устройства, которые могут ему понадобиться (например, smart-аксессуары), что способствует повышению среднего чека».
В случае с интернет-магазином «Связного» корректнее говорить именно об изменении ассортимента, а не его сокращении или увеличении, говорят в компании.
«Например, в текущих экономических условиях, когда покупатели делают выбор в пользу соотношения цены и функционала устройства, а не бренда, мы расширили ассортимент смартфонов в ценовом сегменте 5-15 тыс. рублей. В целом количество SKU на svyaznoy.ru по итогам 1 полугодия сохранилось на уровне аналогичного периода прошлого года. В интернет-магазине ритейлера по-прежнему присутствует широкий ассортимент смартфонов, планшетов и аксессуаров к ним, однако немного сократилось количество товарных позиций в категории электронных книг. В то же время существенно увеличилось разнообразие в сегменте smart wearables – это “умные” часы, браслеты, трекеры и прочие аксессуары».
Если еще 2-3 года назад потоки онлайн и оффлайн клиентов на российском рынке практически не пересекались, то в 2014 году доля «мультиканальных» клиентов составляла уже не менее 15-20% от общего числа посетителей магазинов, и она продолжает расти. Развитие мультиканальности позволило “Связному” увеличить продажи в своем интернет-магазине в 2014 году на 29%, до 22 млрд. рублей. По итогам 2014 года svyaznoy.ru занял 16% рынка онлайн-продаж персональной электроники в России. Такие данные приводит сама компания.
«Активно развивая онлайн-канал и мультиканальные продажи в целом, мы добились рекордно высокой доли интернет-магазина в общих продажах ритейлера — в 2014 году она составила 23%, и мы ожидаем, что по итогам 2015 года этот показатель составит не менее 25%. Эксперты рынка считают такой показатель очень высоким для ритейлера, который начинал с традиционной розницы», — рассказали в «Связном».
В другом ритейлере, специализирующимся на продаже мобильных устройств, «Евросети», интеренет-продажи тоже растут год от года, но загадывать на будущее в компании не хотят.
«Мы наблюдаем рост выручки в июне 2015 года на 35% по сравнению с прошлым годом, — рассказал АБН управляющий северо-западного филиала компании «Евросеть» Денис Голещихин. — Доля онлайн продаж достигает 10% в зависимости от региона. Порой прирост [онлайн-продаж] в зависимости от месяца может быть и двукратным. Но нельзя говорить о том, что канал интернет-продаж для компании «Евросеть» это отдельный бизнес, как у некоторых других компаний, которые его пытаются развивать и как-то заработать. Интернет-магазин для нас — это дополнительный канал коммуникаций с нашими клиентами. Поэтому говорить, что мы перетекаем из оффлайна в онлайн, я бы не спешил».
Голещихин отмечает, что в России онлайн-бизнес «сложный, если не сказать, наполовину серый».
«Огромное количество интернет-магазинов работают по разным схемам, реализуют товар не то, что без НДС, а порой просто подделки, — рассуждает Голещихин. — Поэтому уровень доверия россиян к интернет-продажам ничтожно мал. Поэтому у нас и не достигает уровень продаж в интернете и половины уровня США, Китая или Европы. При этом можно отметить и приятную динамику: год от года продажи в официальных интернет-магазинах крупных ритейлеров растут. Но это связано с доверием к оффлайн-продавцу как таковому».
Сайт оператора МТС, который тоже занимается ритейлом, стабильно входит в ТОП-20 самых посещаемых сайтов российского интернета.
«Отдельно статистику по интернет-магазину мы не раскрываем, но видим рост эффективности его работы с точки зрения доли его посетителей, которые совершили покупку – по итогам первого полугодия 2015 года этот показатель удвоился, — рассказывают АБН в пресс-службе МТС. — На рост популярности интернет-ритейла МТС влияют широкая сеть пунктов самовывоза, возможность купить телефон в кредит, бонусы при покупке в виде бесплатного мобильного интернета и голосовых звонков, возможность получить баллы в рамках программы лояльности «МТС бонус».
По словам представителя компании, на продажи интернет-магазина МТС в регионах в первом квартале 2015 года пришлось 76% выручки, при этом выручка в регионах выросла больше, чем в Москве. Лидерами стали Северо-Запад и Поволжье, где выручка за год выросла в 3,28 и 4,16 раза соответственно.
Продукты и аналитика
Самым невостребованными остаются онлайн-продажи для «продуктовиков». В «Ленте» АБН сказали, что у них сервис онлайн-продаж отсутствует. В «Дикси» АБН сообщили, что пока только пробуют технологии, схожие с интернет-магазином и привели в пример другой ритейл – «Викторию».
«На сегодняшний день сети, входящие в ГК «Дикси» не реализуют массовую продажу продуктов питания с помощью интернет магазина. Однако мы пробуем использовать схожие технологии, но пока достаточно осторожно, — сообщила АБН директор по внешним связям Екатерина Куманина. — Так, на сайте супермаркетов «Виктория» для держателей карт лояльности реализован личный кабинет и возможность онлайн заказа фуршетных блюд собственного производства – закусок, канапе, деликатесных горячих блюд, тортов и разнообразных десертов. Покупатель может выбрать необходимое количество порций, а затем забрать заказ из ближайшего супермаркета в выбранный им день и время».
Как отмечает директор по внешним связям и коммуникациям «АКИТ» Екатерина Шустер, сегодня в России онлайн торговля занимает около 3% от всего рынка розничной торговли в России. Самая высокая доля в Великобритании. Там она занимает более 10% всего рынка розничной торговли.
«В целом, через 10-20 лет, когда уйдет поколение офлайновых покупателей, продажи будут в основном осуществляться через интернет. В первом квартале 2015 года в сегменте бытовой техники и электроники мы заметили снижение на 4%. Компания «J’son & Partners» дает прогноз, что в 2015 году рынок онлан-ритейла в России снизится на 5%. Однако, этот рост нельзя назвать негативным, так как весь ритейл испытывает гораздо более серьезное падение. Например, в сегменте бытовой техники и электроники в первом квартале 2015 было снижение на 16,3%», — сообщила АБН Шустер.
Артем Александров / АБН