В конце каждой недели «Агентство Бизнес Новостей» устами экспертов, законодателей и бизнесменов подводит итоги. На этот раз спикеры выделили ослабление рубля к доллару и евро, предложение Минэкономразвития сократить количество авиакомпаний в России, а также начало кампании по уничтожению запрещенной к ввозу в Россию продукции.
Андрей Богун, трейдер банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка)
На мой взгляд, самым значимым событием на этой неделе является ситуации на валютном рынке. В связи с резким падением цен на нефть и другими геополитическими факторами российский рубль сильно просел. Можно даже говорить о том, что ситуация приблизилась к панической.
В пятницу утром пара доллар/рубль открыла торги падением, корректируясь под возобновившийся рост нефти. Тем не менее, стоит признать, что рубль накануне понес внушительные потери, причем судя по динамике Brent и пары доллар/рубль, в игру вступили спекулянты, которые только усиливают распродажи российской валюты. Если спекулятивный фактор давления на российскую валюту усилится, Банк России, вероятнее всего, вынужден будет вмешаться, как это было в прошлом году в момент пикового падения рубля. За первую половину декабря 2014 года ЦБ потратил посредством валютных интервенций $10,302 млрд на поддержание курса российской валюты. Не думаю, что в этот раз ситуация потребует таких же масштабных вливаний и резкого повышения ставки. Вероятнее всего, действия регулятора будут направлены на возвращение пары доллар/рубль в комфортный диапазон 50,00–60,00. А пока рубль вполне может оставаться под давлением с вероятностью резких скачков в район 65,00.
Иван Варламов, директор по стратегическому развитию транспортно-экспедиционной компании «ПЭК»
На этой неделе обсуждали рост деловой активности сферы услуг в России согласно исследованию PMI. Индекс PMI в июле вырос до 51,6 с июньского показателя в 49,5 пункта (по данным исследования компании Markit). Причем компании сектора «Транспорт и хранение» стали основным локомотивом общего роста. Если говорить про сектор транспортных перевозок, то эти показатели обусловлены реализацией отложенного спроса, который появился в результате потребности в перевозке и хранении потребляемых товаров.
В первом квартале высокая волатильность на валютных рынках вкупе с повышенной ключевой ставкой ЦБ заставили предприятия и население отложить покупки и прочие плановые затраты. Во втором квартале макроэкономические параметры несколько стабилизировались, стоимость денег снизилась, что не могло не вселить осторожный оптимизм в бизнес-среде и даже немного увеличить показатели на рынке заемного капитала. Все же радоваться рано – рост второго квартала может смениться спадом. Угроза дестабилизации курсов валют и неисполнения ориентиров по инфляции при сохранении разумной стоимости заемного капитала по-прежнему высока.
Александр Гриченков, ведущий аналитик MFX Capital
Российская валюта на минувшей неделе продолжила ослаблять позиции. Курс доллара впервые с конца февраля превысил отметку 62 рубля, курс евро достиг 69 рублей. Всего с начала июня рубль девальвировался к доллару почти на 25%, к евро – свыше 20%. Многие инвесторы вновь заговорили о нестабильности на валютном рынке, а в «Сбербанке» даже предсказывают повторение валютного шока середины декабря прошлого года. При этом в ЦБ на это пока никак не реагируют, поскольку инфляция продолжает снижаться, и именно это является главным ориентиром регулятора для определения дальнейших процентных ставок и регулирования валютной политики.
Одним из факторов, которые по-прежнему оказывают давление на российскую валюту, остается геополитика. С 6 августа вступает в силу указ президента РФ Владимира Путина об уничтожении т.н. санкционных продуктов (сельскохозяйственной продукции из ЕС и США, попавшей под ответные санкции России в августе прошлого года). Тем временем на Украине ситуация снова обостряется, из-за чего возникли риски срыва минских соглашений и очередного ужесточения антироссийских санкций. Однако главным фактором давления на курс рубля, безусловно, было резкое падение цен на нефть. Стоимость барреля «черного золота» обвалилась с начала июня на 25% — сильнейшее падение с 2009 года. Из-за этого дефицит бюджета может составить больше запланированного, что заставляет правительство допускать дальнейшее ослабление национальной валюты.
В первые дни августа цены опустились ниже психологически важного уровня $50, и в случае сохранения этих цен в течение 2-3 месяцев рубль может подскочить до 70 к доллару и 75 за евро. Правда, на инфляции это скажется несильно, поэтому вряд ли ЦБ станет из-за этого опять повышать ключевую ставку – для стабилизации курса есть другие более эффективные механизмы.
Станислав Дужинский, аналитик Банка Хоум Кредит
Наиболее значимым событием на этой неделе стало падение цены на нефть ниже отметки в $50 за баррель и последовавший за этим откат рубля к минимумам начала года. На последнем заседании Совета директоров ЦБ было принято решение о небольшом снижении ключевой ставки, что говорит о том, что регулятор сейчас не видит повода для активного вмешательства на рынок с целью поддержки рубля. Однако осенью к факторам риска может добавиться возможное повышение ставок ФРС США и новый период выплат по внешним долгам. При совокупном действии всех этих факторов, возможно появление необходимости более активного присутствия Банка России на валютном рынке.
Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»
Прошедшая неделя запомнилась тем, что мы отметили знаковую дату — годовщину санкционного противостояния. В вопросе применения санкций и контрсанкций политическая подоплека важнее экономической. Если экономические последствия от санкционной войны рассматривать в отрыве от геополитических интересов, то, конечно, ничего позитивного в этом противостоянии нет ни для России, ни для Запада. Другое дело, что сейчас, уже ввязавшись в марафон санкций и контрсанкций, невозможно сойти с дистанции, поскольку это будет означать признание поражения, что в политическом плане мы не можем себе позволить – нельзя во имя краткосрочного экономического подъема жертвовать стратегическими задачами и долгосрочной перспективой. Несмотря на то что санкции несут в себе издержки для России, стоит держаться выбранного курса.
Процесс импортозамещения пока идет тяжело. Очень часто мы слышим больше деклараций, чем предпринимается реальных действий по стимулированию отечественной промышленности, сельского хозяйства.
Развитию и росту отечественного производства товаров, продуктов препятствует множество факторов: административные барьеры, обилие разрешительной документации, недоступность кредитов, отсутствие достаточного субсидирования конкретной отрасли со стороны государства.
Немаловажный фактор, создающий препятствия на пути импортозамещения, – это отсутствие рынков сбыта. В условиях спада деловой активности и покупательского cпроса увеличивается роль сбыта через госзакупки, а система госзакупок в России, на мой взгляд, недостаточно прозрачна. Закупочные лоты укрупняются, тем самым ограничивается доступ малого и среднего бизнеса к участию в аукционах. Очень часто выиграть серьезный тендер без связей и не сделав «отката» крайне сложно. Закостенелость отдельных чиновников и менеджеров корпораций, их нежелание выходить из собственной зоны комфорта, менять сложившуюся систему поставщиков, отдавая предпочтение отечественным производителям, качество товаров которых не уступает зарубежным, – вот камень преткновения.
Безусловно, мы все понимаем, что сегодня в стране кризис, и объективно государству сложно понижать налоги или раздавать субсидии, но, по крайней мере, хочется, чтобы власти наконец-то проявили большую политическую волю и привели в порядок те сферы, которые не требуют расходов: снизили административный гнет на предпринимателей, сократили количество разрешительной документации, обеспечили прозрачность системы госзакупок и более эффективную борьбу с коррупцией на местах.
Денис Кутергин, СЕО онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo
По моему мнению, одной из самых интересных новостей недели стало предложение Института развития интернета (ИРИ) рассмотреть возможность создания онлайн-сервиса по вызову врачей на дом. Необходимость такой услуги в России очевидна, и подобная инициатива может повлечь за собой действительно важные реформы в сфере медицины. На Западе онлайн-сервисы по предоставлению медицинских услуг уже давно успешно работают и пользуются бешеной популярностью. Самый известный и популярный подобный ресурс – американский ZocDoc, который, я считаю, мог бы стать отличным прототипом для аналогичного проекта в нашей стране.
Однако для успешного функционирования такого сервиса нужно сделать систему прозрачной и понятной – на Западе лицензии получают врачи, а не клиники, поэтому именно сами специалисты несут ответственность за свою деятельность и могут выступать как индивидуальные предприниматели. В России же лицензия есть только у клиник, поэтому врачи могут работать исключительно как представители медицинских учреждений. Поэтому те сервисы, которые у нас сейчас есть – это многочисленные онлайн-ресурсы для записи не к конкретным врачам, а к тем медикам, которые работают в определенной клинике.
Если инициатива ИРИ будет принята в работу, то всем специалистам будет необходимо получить лицензию – только тогда система заработает также эффективно, как на Западе. Безусловно, сервис медицинских услуг важно будет делать отдельным проектом, а не интегрировать в существующие.
Олег Смирнов, глава фонда «Партнер Гражданской Авиации»
Из всех событий, меня зацепило больше всех одно. Может быть, оно раскроет тайну полуторогодовой давности исчезновения Boing-777 Малазийских авиалиний, который летел из Куала-Лумпура в Пекин, но оказался неизвестно где. И сейчас его обломки выбросило на остров Реюньон, который принадлежит Франции на Западном побережье Индийского океана. А искали его вблизи Австралии. Этот факт очень интересный и нестандартный, который касается судьбы 239 человек. И может быть, исследование этих найденных вещей в Тулузе во Франции даст возможность. Может быть, даст, наконец, ответ на больной вопрос о причине этой катастрофы. Это меня волнует как профессионала.
Ну, еще, конечно, жалко как жителю нашей страны, что рубль так обмельчал, и опять – приговор нашим авиакомпаниям дополнительный. У нас авиакомпании все на грани дефолта, все. Почему? Объективно, потому что ошибочная политика государства продолжать свой авиапром ориентировать на Boeing и Airbus, которая была Егором Гайдаром в 1991 году введена. И мы прилетели к тому, что сегодня мы летаем только на западных самолетах. А к чему это ведет? Например, покупаем мы самолеты за доллары или евро (Boeing — за доллары, Airbus – евро), запасные части мы покупаем за доллары и евро, лизинговые платежи мы платим долларами или евро, экипажи учим за рубежом и инженеров за рубежом за доллары и евро, ремонты делаем за доллары и евро, а билеты продаем за рубли. А рубль, по сравнению с прошлым годом, в хлам превратился. И не хватает конвертации рубля для того, чтобы оплатить лизинговые платежи, запчасти все купить запасные, механизмы. Это все дорогущие вещи. И все компании на грани развала.
И мало того, вчера — Минэкономразвития предложил сократить массу авиакомпаний: убрать их вообще, ликвидировать, потому что перенасыщение на рынке. А авиакомпании набрали самолетов… Ну если политика государства «берите, ребята, Boeing горбатый, лишай рабочих мест своих граждан, а обеспечивай рабочими местами граждан США и Европы», ну политика такая. Один самолет стоит сотни миллионов долларов. А их сотнями набрали. Это все в кредит, это все долги, в надежде, что вернут, а рубль обвалился — возвращать нечем. Люди перестали летать, потому что зарплаты маленькие, и лишились рабочих мест многие. Плюс заграницу на 50% сократились полеты. И все вот это как раз привело к тому, что Минэкономразвития предлагает сократить количество компаний, притом больших компаний, и приводят в пример и «Аэрофлот», и «Трансаэро», у которых много западной техники.
У нас в стране 60% территории, на которую можно попасть только при помощи самолета. Скоро будем на упряжках ездить, другого выбора нет.
Вадим Тюльпанов, член Совета Федерации от Ненецкого автономного округа
На мой взгляд, самое главное, что происходило на неделе, это продолжающееся падение цен на нефть, которое повлекло за собой еще большее ослабление рубля. Будет ли стоимость на нефть продолжать снижаться? Трудно сказать. Надеюсь, это больше не будет продолжаться.
Владимир Уколов, профессор, научный руководитель DBA Бизнес-Института МИРБИС
Скачки валют уже не первую неделю становятся самым обсуждаемым событием. Начавшееся с начала этой недели колебание я отношу к тактическим (временным) трудностям, в принципе, с одной стороны, ничего необычного не происходит — это ожидаемая ситуация, когда многое зависит, прежде всего, от общеэкономической ситуации и конъюнктуры мирового уровня. Скажем, это нормальная экономическая борьба, которая происходит среди конкурентов на мировой арене, где у нас достаточно серьезные и крупные по масштабу соперники: если сравнить ВВП нашей страны он составляет где-то 1,9 триллионов долларов, в США — примерно 16 триллионов долларов, то есть в 8 раз больше. И поэтому, конечно, все, что происходит с нефтью, — некая борьба за то, у кого сколько резервов, кто может подольше выдержать это падение цены.
Если прогнозировать курс до конца года, то назвать какую-то конкретную величину сложно, так как все непредсказуемо.Однако ситуация с курсом изменится в лучшую для России сторону. Это произойдет не так быстро, но в конечном итоге все стабилизируется, так как нефть не может бесконечно падать, потому что существуют пределы себестоимости ее добычи и транспортировки, в том числе и сланцевый газ также не оправдывает затраты, когда его цена, допустим, ниже 50 долларов. В этом отношении существует масса как внешних ограничителей, так и внутренних. При этом надо отметить и системность применяемых мер, например, снижение ЦБ ставки до 11%. Это значит, что кредиты должны быть дешевле и доступнее, что позволит развивать свою экономику хотя бы в сфере малого бизнеса.
Валерий Федотов, бизнесмен, член партии «Гражданская платформа»
Самым главным событием недели, на мой взгляд, стала борьба российских чиновников с санкционной едой. И в ответ на это – борьба российского общества против уничтожения еды и против продолжения санкций вообще. Если президент не услышит голоса более трехсот тысяч проголосовавших на вчерашний вечер против санкций в отношении еды россиян, то это событие, это решение о борьбе с санкционной едой может стать главным политическим поражением президента за все годы его правления.
Андрей Шарков, создатель компании Shokobox
Самым главным стало непонимание указов высшего руководства страны по уничтожению незаконно ввезенных санкционных продуктов, в тот момент, когда наши пенсионеры, бюджетники живут на зарплату и пенсию в 3-7 тысяч рублей в месяц. Непонимание заключается в том, что некоторые слои населения, которые прозябают в нужде, которым могла бы быть оказана какая-то социальная поддержка, например, в виде передачи конфискованных продуктов, наблюдают за тем, как качественные и хорошие продукты на сотни миллионов рублей сжигаются. Это решение у меня вызывает недоумение.
Выход из этой ситуации я вижу в более рациональных решениях по конфискации незаконно ввезенной продукции. Например, в виде передачи ее на нужны социальных учреждений, поддержку хосписов, малоимущих слоев населения, в конце концов. Можно организовать раздачу пайков или создать центры по выдаче пищевых пайков, как это в принципе и делается в развитых странах.
Дарья Борисова, Татьяа Жданова, Юлианна Михайлова / АБН