В среду актуальная для двух столиц тема «Сапсанов» вновь попала в центр внимания деловых СМИ. Вице-губернатор Игорь Албин сказал, что Смольный может пожаловаться на РЖД президенту. Фоном же пошла информация, что пуск новых «Сапсанов» тайно готовится вопреки воле Смольного. Сделанный вывод — «Петербург и РЖД не смогли договориться» — неверен, заверили «Агентство Бизнес Новостей» представители двух сторон.
Напомним суть возможных проблем: «РЖД» намерена увеличить количество «Сапсанов», перейти на так называемое тактовое движение. На деле это означает отправление поездов парами раз в два часа. ПО расчетам городских властей, это приведет к постоянному перекрытию железнодорожных переездов в Колпино — до 18 часов в сутки, сообщал ранее вице-губернатор. Такая ситуация недопустима, и без согласия города дополнительные «Сапсаны» в рейсы выходит не должны, подчеркнул замградоначальника в середине августа.Спустя две недели после того заявления, журналисты подняли тему вновь — на очередном вице-губернаторском объезде. Поводом стал материал интернет-газеты «Фонтанка»: журналисты не исключают, что в ОАО «РЖД» тайно готовятся ввести новые пары поездов. Именно этим пишущие коллеги и объяснили тот факт, что еще нет расписания поездов на октябрь (ранее именно эту дату пуска доппоездов называл уже экс-глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин).
Поэтому журналист спросил Албина: что будет, если дополнительные скоростные поезда все же выйдут на линию, и транспортный коллапс станет буднями жителей Колпино. «Будем писать Путину», — к этому свелся ответ Албина.
А потом родилась новость: «Смольный пожалуется Путину на РЖД». А в купе с бэком «Фонтанки» во многих СМИ получился такой посыл: «РЖД вводит «Сапсаны» вопреки воле Смольного, Смольный будет жаловаться Путину». Например, заголовок «Власти Петербурга готовы пожаловаться на РЖД Путину и Медведеву» в одном издании к вечеру трансформировался в «Администрация Санкт-Петербурга намерена пожаловаться на РЖД Владимиру Путину» в другом.
На самом деле, заверили «Агентство Бизнес Новостей» в Дирекции организации скоростного сообщения, никакого решения еще не принято. Расписание пока просто не утвердили. Но выслушав заявления Албина в интерпретации журналистов, в филиале «РЖД», удивились. В ДОСС подчеркнули, что РЖД всегда стараются вести согласованную работу с властями, например, в рамках координационного совета по Северо-Западу.
Что касается строительства путепроводов, как решения транспортной проблемы прилегающих к Николаевской железной дороге территорий, то и здесь монополия готова сотрудничать. И хотя по закону госкомпания не имеет права вкладываться в строительство дорог, она готова брать на себя часть расходов по проектированию надземных переездов, сообщила представитель ДОСС Анна Максимова.
Досье
«Сапсан» – высокоскоростной электропоезд, который курсирует между Москвой и Петербургом с 1999 года. Поезда произведены в Германии компанией Siemens и являются модификацией поезда Valero. Так, салон поезда шире европейского почти на 30 см. Кроме того, поезд способен работать при наружной температуре до минус 50 градусов. На российских железных дорогах скорость «Сапсана» ограничена в 250 км/ч (против проектных 350 км/ч). Это связано с недостаточным качеством путевой инфраструктуры) Тормозной путь поезда на скорости 200 км/ч — около 2 километров.
На сегодняшний день регулярным рейсом в одну сторону следуют 10 поездов. Из них два имеют сдвоенный состав: из Петербурга в 07:00 и 13:40, из Москвы в 13:40 и 19:50. Курсируют составы с 06:40 и до 19:50. В зависимости от количества остановок расстояние между Москвой и Петербургом «Сапсан» проходит от 3 ч. 40 мин. до 4.ч. 15 мин.
Отметим, ранее Игорь Албин предлагал РЖД повременить с вводом тактового движения или ввести больше сдвоенных «Сапсанов». Что касается второго предложения, то реакция на него монополии АБН неизвестна. По первому — ОАО «РЖД» рассматривает вариант поэтапного увеличения рейсов «Сапсанов».
Собеседник «Агентства Бизнес Новостей» в Смольном также подчеркнул: окончательно вопрос нерешен. Делать выводы о каком-то конфликте рано. «Да и вряд ли новый глава РЖД Белозеров будет сразу ругаться с властями Петербурга», — уверен собеседник агентства.
Следствие 1990-х
Сложной ситуацию с «Сапсанами» считаем зампред комитета ГосДумы по транспорту Андрей Андреев. По его словам, главная причина трений — отказ от строительства скоростного дублера Николаевской дороги в 1990-ые годы.
«Это была главная ошибка. Если бы такая магистраль была построена, а во многих местах было все подготовлено (вспомним котлован в центре Петербурга), если бы все сделали по уму, проблемы не было бы. Не было бы проблем ни с переездами, ни с хождением электричек, ни с грузоперевозками», — считает парламентарий.
На упущенное время в вопросе скоростного сообщения намекнули и в ДОСС.
что касается „Сапсанов“ — они были запущены в 2009 году. Сегодня 2015 год. „Сапсаны“ ходят пять лет. Это, безусловно, срок для операции. Переезды можно было построить», — сказал «Агентству Бизнес Новостей» представитель дирекции.
P.S.
Депутат ЗакСа Елена Киселева, которая одной из первых начала бить тревогу относительно пуска «Сапсанов», также не располагает информацией, что решение по увеличению пар поездов принято. Она по-прежнему против ввода дополнительных составов без строительства новых путепроводов. А что касается обращения к президенту, то уж коли оно будет, то и она, и ее коллеги такое обращение к Владимиру Путину поддержат, заверила парламентарий «Агентство Бизнес Новостей».
Василий Романов / АБН