Закрыть

Многоходовочка по-турецки. Раджеп Эрдоган вновь воюет с курдами

Накануне вооруженные силы Турции вторглись в северные территории Ирака, чтобы ликвидировать боевиков Рабочей партии Курдистана. Последние в тот же день подорвали полицейский автобус в турецкой приграничной провинции Ыгдыр. Погибли 14 представителей власти. Отношения между турками и курдами вновь обострились после двухлетнего перемирия. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов, почему сорвался мир между народами, и почему курды обвиняют президента Турции Раджепа Эрдогана в поддержке «Исламского государства».

ЭрдоганХудой мир

Конфликт между курдами и турками длится уже больше 30 лет, рассказал в разговоре с АБН президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев. Курды, напомним – один из самых больших разделенных народов в мире. Всего курдов порядка 35 млн человек, из которых до 18 млн находятся в Турции. Еще примерно по 6 млн проживают в Иране и Ираке. Остальные рассеяны по Ближнему Востоку. Большинство курдов исповедуют ислам суннитского толка. До 2013 года, по словам Набиева, Рабочая партия Курдистана (РПК) активно противостояла официальной Анкаре. В том числе и с оружием в руках. РПК требовала защиты прав курдов в Турции и создания на ее территории этнической автономии.

В период с 2013 года по июль 2015 года действия РПК перешли в сугубо политическую плоскость, подчеркнул Набиев. «Находящийся в тюрьме лидер партии призвал своих сторонников выйти за пределы Турции и начать мирный процесс. В результате Анкара признала, что курдская проблема существует, и ее нужно решать», — отметил эксперт.

Плохая война

Война между народами возобновилась 20 июля этого года. Тогда молодой террорист «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) подорвал себя в городе Суруч (Турция). Погибли 32 человека, ранены — 104. Большинство из них были курды. Террористы атаковали членов Социалистической федерации союзов молодежи (молодежное крыло турецкой Социалистической партии угнетенных, известной поддержкой курдов). За минуту до взрыва марксисты заявили прессе о необходимости восстановления сирийского города Кобани, который ранее находился в осаде у ИГ. Как выяснилось, позже радикал взорвал кассетную бомбу.

Версия об ответственности «Исламского государства» за теракт, тем не менее, курдов не убедила. Разделенный народ обвинил президента Турции Раджепа Эрдогана в пособничестве террористам и пошел в атаку.

И здесь турки, напомнил Набиев, воспользовались самопредоставленным правом на проведение военных операций вне своих границ. «Совсем недавно турецкий парламент легализовал трансграничные операции. Парламент разрешил армии Турции проводить военные операции и внутри страны, и в Ираке, и Сирии. Переходить границу, преследуя «террористов», — заявил эксперт.

Через четыре дня воздушные силы Турции атаковали позиции Рабочей партии Курдистана на севере Ирака. Военные убили почти 900 курдских радикалов, так утверждали официальные турецкие СМИ.

В ответ на это курды подорвали неподалеку от сирийской границы Турции броневик с четырьмя турецкими офицерами. В городе Диярбакыр уже 6 сентября из гранатометов обстреляли турецких полицейских. Последний инцидент произошел 8 сентября, когда в Ыгдыре курды, а Анкара снова возлагает ответственность на них, взорвали автобус с полицией. Погибли 14 сотрудников.

Бойцы Рабочей партии КурдистанаВ день взрыва в Ыгдыре турецкая армия вновь пересекла границу с Ираком и атаковала базы РПК. Привлечено больше 50 самолетов ВВС Турции.

«Этот конфликт может выйти из-под контроля — перерасти в фазу межэтнического конфликта. Стычки между турецкими националистами и курдами происходят по всей стране. Однако конфликт не выгоден ни курдам, ни официальной Анкаре – тем более перед выборами в последней. Поэтому, мне кажется, конфликт будет урегулирован до выборов (досрочные выборы в турецкий парламент 1 ноября 2015 года – АБН)», — предположил Набиев.

Игра Эрдогана

После взрыва в Суруче, унесшего жизни более 30 курдов, турецкие власти возложили ответственность за инцидент на террористов ИГ. Президент Эрдоган принес соболезнования семьям пострадавших, но курды обвинили его в лицемерии и сотнями вышли на центральную площадь Стамбула – Таксим. Они скандировали: «Эрдоган – пособник убийц», — и обвиняли лидера Турции в поддержке террористов из «Исламского государства». Хотя официально Турция и входит в антитеррористическую коалицию против ИГ, многие эксперты не исключают наличия связей между Анкарой и радикалами.

Несмотря на то что ни курдскому, ни турецкому народу, ставшему на путь политического урегулирования проблем, война, как выразился Набиев, не нужна, один игрок в Турции все-таки может стать бенефициаром войны. Это сам президент Раджеп Эрдоган и правящая Партия справедливости и развития. По мнению тюрколога и директора Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимира Аваткова, действующий режим хочет удержать власть с помощью «маленькой победоносной войны».

Многоходовочка

«Сейчас Турция переживает правительственный и парламентский кризис. По итогам выборов в парламент турки не смогли создать коалиции для образования правительства. Поэтому правящая Партия справедливости и развития, которая у власти уже практически 15 лет, нуждается в факторе нестабильности, чтобы показать, как хорошо и стабильно было при ней, когда она была у власти в полном смысле этого слова. Ей нужно создать некую угрозу – внутреннюю и внешнюю. Такой угрозой внутри страны всегда была Рабочая партия Курдистана, но она же была, в какой-то степени, и внешней, т.к. ее активисты находились на севере Ирака и Сирии», — отметил Аватков в разговоре с корреспондентом АБН.

ПСР, по мнению Аваткова, выставляет курдов угрозой и заявляет, что для ее устранения ей требуются дополнительные рычаги власти. Эрдоган проводит «маленькую победоносную войну» перед выборами в парламент, которые запланированы на ноябрь.

Чтобы удержать власть, Эрдогану нужно, прежде всего, уменьшить влияние в парламенте Демократической партии народов, заявил Аватков. «Последняя – в первую очередь, прокурдская, но с другой стороны, это либеральная альтернатива консервативной ПСР. В нее входят разные субъекты: не только курды, но и многие другие национальные меньшинства Турции, религиозные и сексуальные меньшинства», — рассказал эксперт о новом конкуренте турецкой правящей партии.

«Сейчас задача №1 уже не превратить Турцию в президентскую республику. Эрдогану нужно, чтобы ПСР, прежде всего, стала единственной партией, которая сможет сформировать правительство. Однако говорить о том, что ПСР наберет достаточно голосов на парламентских выборах для этого, значит выдавать желаемое за действительное. Для этого должно произойти множество событий, которые заставят население сказать, как стабильно было при власти ПСР. Нынешнее обострение отношений с курдами – недостаточная причина», — резюмировал Аватков.

Николай Менделев / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров