В понедельник стало известно, что Центробанк собирает информацию о валютных заемщиках коммерческих банков. Кредитным организациям необходимо предоставить информацию о портфеле валютной ипотеки и планах по реструктуризации. Эксперты считают, что это хороший знак – ЦБ наконец-то обратил внимание на валютных ипотечников. Какие меры ЦБ может предпринять для облегчения их положения, разобралось «Агентство Бизнес Новостей».
Банк России запросил у коммерческих кредитных организаций данные о портфеле валютной ипотеки. Как сообщает РБК, регулятор также решил выяснить, какую программу реструктуризации планируют провести банки. Запросы от ЦБ банки получили в январе-начале февраля. Как сообщается, Центробанк хочет провести ряд встреч с представителями кредитных организаций, которые занимались валютными ипотеками.Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Николай Гончар в разговоре с АБН отметил, что это очень хороший знак. Таким образом, ЦБ пытается понять масштаб ситуации, считает парламентарий.
«С моей точки зрения, Центробанк хочет понять масштаб бедствия и получить точную информацию от коммерческих банков: владеют ли они информацией о состоянии своих заемщиков. Я считаю, что это шаг в верном направлении», — сказал Гончар.
Однако даже оценив ситуацию, ЦБ навряд ли сможет принять решение, которое бы удовлетворило как валютных заемщиков, так и кредитные организации. «Таких мер не существует», — считает Гончар.
Те, кто брал валютный кредит – они рисковали, а кредитные организации страховались от этих рисков
«На уровне правительства принято решение о вопросах реструктуризации. Этими вопросами должны заниматься банки. Банки давали кредиты. Банки в ряде случаев очень настойчиво предлагали валютные кредиты, и понятно, почему они это делали. Они считали, что они таким образом хеджируют риски. Как говорят представители ряда банков, на такую ситуацию они и страховались. Те, кто брал валютный кредит – они рисковали, а кредитные организации страховались от этих рисков», — пояснил депутат.
Он отметил, что на сегодняшний день банки могут обращаться в суды, которые в ряде случаев принимают решения о выселении граждан и об изъятии их квартир. Однако кредитные организации должны были бы понимать, что у этой медали есть и обратная сторона, считает Гончар.
«Я не уверен, что принимая решение об имуществе, суды будут поддерживать иски о выселении. Это не одно и то же. Особенно в случаях, когда речь идет о единственном жилье», — сказал парламентарий.
В свою очередь финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин напомнил, что в конце прошлого года просроченные платежи пол валютной ипотеке составили порядка 18,7%. Тогда государство пошло на значительные меры поддержки.
Правительство выделило 4,5 млрд рублей на программу помощи ипотечным заемщикам. Из-за затянувшегося кризиса и рецессии этого оказалось недостаточно
«Предоставление платежных каникул за счет траншей правительства является достаточно эффективным способом поддержки валютных заемщиков, при котором не пострадает доверие вкладчиков к банковской системе. Ранее правительство выделило Агентству по ипотечному жилищному кредитованию и Фонду развития жилищного строительства 4,5 млрд рублей на программу помощи ипотечным заемщикам (в совокупности, валютным и рублевым). Тем не менее, из-за затянувшегося валютного кризиса и рецессии этого объема, по всей видимости, оказалось недостаточно, и требуется минимум удвоить объем поддержки», — сказал Нигматуллин.
По мнению руководителя аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергея Елина, единственное, что может сделать ЦБ – принудить банки реструктуризировать кредиты. Однако это будет невыгодно, если заемщик выплачивать платежи стабильно.
«Кредитным организациям невыгодно делать реструктуризировать займы, пересматривать обязательства. Особенно невыгодно в том случае, если заемщик платит», — сказал Елин.
Но и смысл в реструктуризации есть только в случае, если клиент платежеспособен.
«Многие уже в принципе не могут платить, например, если человека уволили с работы. В этом случае в реструктуризации смысла нет», — отметил экономист.
По его словам, ЦБ может принять некий компромиссный курс для перерасчета. Однако и он вряд ли опустится ниже 55 рублей за доллар. В этой ситуации помочь заемщикам может только государство, но в условиях экономического кризиса, этот вопрос также становится трудноразрешимым, подчеркнул Елин.
Юлиана Михайлова / АБН