Во вторник новым главой «АвтоВАЗа» стал француз Николя Мор. Он сменил на посту Бу Андерсона, который руководил концерном с 2014 года. Акционеры компании надеются, что Мору удастся создать новые высококонкурентные продукты и увеличить за счет этого долю рынка. Что могут посоветовать автоэксперты Николя Мору, выяснило АБН.
Совет первый. Разработать новые бюджетные модели автомобилей
В настоящее время средняя стоимость российского автомобиля и его иностранного аналога практически не отличается. Однако в менталитете людей содержится устоявшееся правило, что зарубежные автомобиле качественнее. Тем не менее, завоевать российского потребителя можно только демпингом цен. В последнее время компания сделала реверанс в сторону бюджетной комплектации «Приоры», отметил автоэксперт Дмитрий Попов.
«Это решение не совсем оправдано: «Приора» и так достаточно бюджетная модель, которая не требует упрощения в конструкции. Я бы порекомендовал поискать не бюджетные варианты в старых моделях, а разрабатывать новые», — сказал эксперт.
По его мнению, старые модели, которые выпускает АвтоВАЗ, неконкурентоспособны на международных рынках.
«Priora – имя запачканное предыдущими поколениями изготовителей, это псевдо десятая модель жигулей. Так можно отскочить и еще дальше, например, в 1953 год, и производить классические жигули. Надо попытаться поискать «бюджетность» в более ходовых моделях ВАЗа», — добавил Попов.
Совет второй. Наладить работу поставщиков
«АвтоВАЗ» работает с несколькими отечественными и зарубежными поставщиками. Среди российских лидируют «Северсталь» и ММК, Тольяттинский завод технологического оснащения, «Сатурно-ТП», «УралЭластоТехника» и «Детальстройконструкция». Летом прошлого года Бу Андерсон говорил, что у «АвтоВАЗа» оставалось три проблемных поставщика. Среди зарубежных партнеров значатся Pirelli, итальянский производитель шин, а также Federal Mogul, Faurecia, Magna и Automotive Lighting.
По мнению генерального директора аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, Николя Мору необходимо внести свой вклад в качество поставщиков. Именно эта проблема остается основополагающей для развития всего концерна.
«Такие компании, как Toyota, Nissan, Hyundai, обладают системой менеджмента качества. Это требования к поставщикам комплектующих. Если они их не проходят, то они не попадают на предприятие. Это главная проблема именно российских компаний, поэтому к нам приходило очень много иностранных корпораций. Nissan привел своих поставщиков, другие заводы тоже, и попытка локализации обернулась тем, что не местные российские компании производят компоненты для глобальных производителей, а их проверенные поставщики приходят в Россию», — сказал Чаплыгин.
Эксперт отметил, что у «АвтоВАЗа» есть пул проверенных местных поставщиков, которые не соответствуют требованиям западных концернов. Следовательно, под производство новых автомобилей вроде Lada X-Ray, которые должны идти на мировые рынки, они не заточены, сказал Чаплыгин.
Совет третий. Прислушаться к профсоюзам
К Бу Андерсону не раз обращался профсоюз «Единство», который требовал повысить зарплату и сохранить места для работников. Недавно на заводе в Тольятти рабочая неделя сократилась до 4 дней. В связи с этим зарплата сотрудников тоже уменьшилась на 20%. Протестовать люди бояться из-за нестабильной ситуации в регионе. Однако в профсоюзах уверены, что ситуация тяжелая только у рабочих, руководство на себе никаких трудностей не испытывает.
По мнению научного сотрудника НИУ ВШЭ Института экономики транспорта и транспортной политики Егора Мулеева, новому президенту стоит обратить внимание на жалобы профсоюзных организаций и прислушаться к их предложениям. «Они плохого не посоветуют», — считает Мулеев. Он верит, что инициативы работников смогут повлиять на ход событий.
«У Бу Андерсона была асоциальная политика, направленная на снижение издержек предприятия, которая привела к достаточно серьезным потрясением в Поволжье. Возможно, его сняли для того чтобы снизить накал страстей, потому что многие поволжские заводы, которые производят комплектующие для АвтоВАЗа, испытали на себе такой поток сокращений, что люди просто не знают, что делать и как заработать себе на хлеб», — пояснил эксперт.
Совет четвертый. Быть лояльнее с акционерами
Главный акционер «АвтоВАЗа» — это компания Alliance Rostec Auto, которая контролирует почти 75% акций завода. Сам альянс на 67% принадлежит Renault-Nissan и почти на 33% «Ростеху». Заменить Бу Андерсона решил российский акционер. Не раз руководитель «Ростеха» Сергей Чемизов публично упрекал главу «АвтоВАЗа» за финансовое состояние компании и массовые увольнения. За два прошлых года Андерсон сократил почти 30% всего персонала (около 19 тыс. человек). Теперь численность работников едва достигает 48 тыс.
Как считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржератто, задачи перед Николя Мором остаются все те же: вывод новых моделей, расширение продаж и смена посавщиков. Однако для этого Мору придется быть более лояльным с партнерами.
«я бы посоветовал ему быть более гибким в отношении с российскими поставщиками, быть более снисходительным по отношению с сотрудниками и быть более дипломатичным с акционерами», — это три составляющие успеха нового руководителя, считает Моржератто.
Совет пятый. Работать, работать и работать!
Таков призыв к Николя Мору направляет его коллега из НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. Как считает исполнительный директор некоммерческого партнерства, положению Мора не позавидовать. Перед новым руководителем стоит ряд задач, которые ему необходимо решить.
«Работать, работать и работать! Если экономики в стране нет, то он вряд ли что-то решит. Он не сможет просто так продавать автомобили, потому что должен быть потребитель. А потребителя почти нет. Сейчас он может только оценить, что ему делать дальше. А дальше нужно искать потребителя, искать рынки, сокращать расходы, экономить на всем, чем можно», — сказал Коровкин.
Тем временем
Руководство «Ростеха» уже определило задачи, которые ставятся перед Николя Мором. Во-первых, Чемезов призывает создать высококонкурентный продукт, который будет пользоваться популярностью за пределами России. Еще одна задача – увеличить долю рынка и завоевать потребителя. Также Чемезов надеется, что Мор справится с импортозамещением. Глава «Ростеха» верит в то, что «АвтоВАЗ» с приходом нового руководителя сможет стать лидирующим игроком отечественного рынка.
Добавим, Николя Мор заступает на должность 7 апреля. До этого он несколько лет отработал в Румынии. В 2000 году будущий топ-менеджер начал карьеру в Renault. Мор проделал путь от директора по закупкам запчастей до вице-президента Renault-Nissan. С 2006 года управлял заводом Dacia в Румынии, а в 2014 году стал президентом этой компании. За время его руководства Dacia стала пятой в Европе компанией по количеству произведенных автомобилей. В 2015 году на румынской площадке собрали около 340 тыс. моделей, из которых 90% пошли на экспорт. Для уменьшения издержек Мору пришлось сократить штат и замедлить темпы роста заработных плат.
Юлиана Михайлова / АБН