Историей с увольнениями и приемами на работу топ-менеджеров «АвтоВАЗа» заинтересовались в Financial Times. В этом издании в среду вышел материал под заголовком «России придется послать правильный сигнал о проблемах «АвтоВАЗа»».
Начало у текста вполне себе интригующее: «Шесть месяцев назад Бу Андерссона, главного исполнительного директора автомобильной компании «АвтоВАЗ», отвез на организованную Кремлем конференцию не кто иной, как президент. Владимир Путин сел за руль последней модели концерна Lada Vesta, чтобы подбросить Андерссона по извилистой горной дороге на так называемый Валдайский форум в окрестностях Сочи».
И дальше повествование продолжается в том же духе. Выясняется, например, что днем ранее на конференции перед академиками и журналистами мистер Андерссон рассказывал, как он реформировал бренд «Лада». Бу Андерссон вспоминал свой первый рабочий день на «АвтоВАЗе» в 2014 году. Тогда ему вручили кипу презентаций о работе завода. Но он настоял на том, чтобы посмотреть туалеты – это, по словам Андерссона, больше скажет о том, как у завода идут дела.
Журналисту Financial Times предельно ясна причина приглашения Бу Андерссона на вышеупомянутую конференцию: несмотря на все проблемы, с которыми столкнулась Россия (а это и санкции, и Украина, и экономический кризис, и низкие цены на нефть, и прочее, прочее) на заводе продолжаются бизнес-реформы. К тому же, двумя третями материнской компании «АвтоВАЗа» владеют западные инвесторы Renault-Nissan и «к боссам все еще прислушиваются».
Тем удивительнее кажется сообщение, поступившее от автопроизводителя на прошлой неделе: Бу Андерссон уволен. Его руководство принесло одни убытки, которые за время работы шведа утроились и достигли в прошлом году суммы порядка $1 млрд. Более того, во время аудита компания Ernst&Young всерьез усомнилась в способностях концерна продолжать работу.
«В реальности этот печальный тренд в основном вызван падением российского авторынка, продажи которого рухнули на 36% в прошлом году, на фоне инфляции и ослабления рубля», пишет автор текста. Он предполагает, что настоящая причина увольнения Андерссона – его политика агрессивной модернизации российской базы поставщиков концерна и в сокращении персонала: с 70 тыс. человек до 44 тыс. «Похоже на то», – добавляет автор Financial Times, – «что увольнением Бу Андерссона доволен и близкий друг Путина Сергей Чемезов, глава основного акционера «АвтоВАЗа» госкорпорации «Ростех»».
Эта история демонстрирует степень незаконченности российской посткоммунистической промышленной трансформации, начавшейся, как иронично отметил иностранный журналист, «всего каких-то 25 лет назад». Проблемы «АвтоВАЗа» напоминают о том, как много еще предстоит сделать и сколь большой потенциал российской промышленности мог бы высвободиться, если бы политический климат был для этого подходящим.
Новый босс «АвтоВАЗа», француз Николя Мор, взялся за «самую сложную управленческую работу в мировой автоиндустрии». Чтобы избежать ошибок своего предшественника, ему придется балансировать между противоречивыми и зачастую конфликтующими интересами Renault, Кремля, работников и поставщиков «АвтоВАЗа». А российский министр промышленности уже поставил перед ним задачу: «сместить фокус с иностранных поставщиков компонентов на российских».
«Проблема еще и в том», – пишет Financial Times, – «что Тольятти не просто родной город «АвтоВАЗа», но и самый большой среди сотен моногородов России». Эта зависимость в совокупности с численностью работников, которые производят «Лады», делает бу«АвтоВАЗ» политически чувствительным до крайности. Сокращения на подобных предприятиях (а это, напомним, грабли, на которые наступал Бу Андерссон) всегда очень болезненны.
«Что еще хуже, сети распределения и снабжения концерна давно уже поделены и криминализованы. Мистер Андерссон столкнулся с трудностями, когда пытался отсеять коррумпированных российских поставщиков низкокачественных компонентов», обрисовывает плачевную ситуацию автор Financial Times.
И все-таки у «АвтоВАЗа» есть шанс – если экономика начнет восстанавливаться, реформы Бу Андерссона станут основой для работы Мора. Но ему придется продолжить повышать эффективность и улучшать качество продукции. Если правительство согласится помочь и пойдет на дальнейшие сокращения, обеспечивая адресную поддержку, изменения к лучшему возможны. «Но, к сожалению, увольнение Бу Андерссона посылает другой сигнал – прямо противоположный тем, что отправлялись, когда мистер Андерссон сидел рядом с мистером Путиным», резюмирует иностранный автор.
Евгения Соколовская / АБН