Сделано в России, продано в Китае. Так ли нужны российские товары китайскому потребителю?

В воскресенье торговый представитель России в КНР Алексей Груздев сообщил о планах по открытию Российского торгового дома в Китае. С его помощью чиновники надеются вывести отечественную продукцию на обширный китайский рынок и повести ее под флагами бренда «сделано в России». Эксперты, опрошенные АБН, усомнились в реализуемости этих надежд.

аленкаВпрочем, некоторые товары из РФ уже смогли добраться до Поднебесной. В Китай экспортируют подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед. В натуральном выражении рынок растет как на дрожжах: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) только за первый квартал прошлого года в КНР отправилось в тысячу раз больше подсолнечного масла, чем в первой четверти 2014-го. Но в процентном соотношении эти поставки совсем небольшие – «в тысячу раз больше масла» это лишь 0,4% от всего российского производства.

Тем не менее, замдиректора института стран Азии и Африки МГУ, специалист по экономике Китая Андрей Карнеев в разговоре с корреспондентом АБН сообщил, что в первую очередь экспортерам приходится рассчитывать именно на продовольственные товары, а уж потом на машиностроение. Но для этого «нашим» придется хорошо потрудиться.

«Чтобы достичь успехов, потребуется не один год. Нужна долгосрочная хорошо продуманная стратегия, но она может стоить нашим структурам очень дорого. Опираться следует на хорошую репутацию. Например, делать ставку на экологически чистую продукцию. В этом направлении мы можем опередить страны Запада, которые тоже устремились на азиатский рынок», – заключил Карнеев.

В том, что на легкие пути российским производителям рассчитывать не стоит, соглашается и директор российско-китайского центра финансового университета при Правительстве РФ Николай Котляров.

Потенциал есть, но только про потенциал у нас 25 лет говорится. К этому потенциалу приложить бы образование и деньги на реализацию инвестиционных проектов.

«Для достижения серьезных успехов, должно быть серьезное финансирование. Нужны кадры и предприятия, на которых стоят современные технологические линии. Потенциал есть, но только про потенциал у нас 25 лет говорится. К этому потенциалу приложить бы образование и деньги на реализацию инвестиционных проектов. Тогда через несколько лет возможны и результаты. Даю лет пять на машинотехнические отрасли. Что касается строительных материалов то, наверное, год-два, да и то они у нас покупать это не будут – сами все производят», – сказал АБН Котляров.

И все же, по словам Николая Котлярова, кое-что китайцы покупают. Например, дальневосточную рыбу или молочную продукцию, которая продается в КНР в рамках межрегиональной торговли.

«По машинной отрасли: покупают некоторую оптику, раньше активно покупали малотоннажные суда, то есть технику гражданского назначения. Но нашу одежду китайцы покупать не будут. Когда-то они любили фотоаппараты «Зенит» (а где они сейчас?), в начале 70-х любили наши автомобили, холодильники и все то, что связано с речным флотом, а также некоторые виды станков и оборудования. Но в последние годы, как вы знаете, мы все китайское покупаем, а не они наше», – посетовал эксперт.

По данным ФТС в 2015-м году китайский рынок больше всего интересовали совсем не шоколад и оптика, а нефть и нефтепродукты (60% от всего экспорта, падение год к году на 32%), древесина (доля почти в 10%) и цветные металлы (9%). Правда, на четвертом месте в экспортном списке стоит рыба с долей в 3,5% и потерями более чем на 7,5% год к году.

Данные ФТС также свидетельствуют о том, что Россия вовсе не основной торговый партнер для Китая. В 2015 году первое место по экспорту в Поднебесную заняли США, сумев нарастить его объемы почти на 3,5%. Далее следуют Гонконг, Япония, Корея, Тайвань, Германия и прочие. И только на 16-м месте РФ с потерями по экспорту за год на 35%. В стоимостном выражении это почти в 12 раз меньше, чем показатели Соединенных штатов.

Так что массового спроса на российские товары ждать не приходится, резюмировал Николай Котляров. Однако некоторую поддержку экспорту оказывает падающий рубль.

«Импорт в РФ стал дорогим для россиян и многие компании, которые привозили товары из Китая, распродали до последнего свои склады, потому как рубль в два раза девальвировал. Зато стал выгодным экспорт в Китай. Теперь они же тащат многие вещи отсюда туда», –  объяснил директор российско-китайского центра Котляров.

Был период, когда мы были у них старшим братом, ну а теперь наоборот – Китай наш старший брат

«Был период, когда мы были у них старшим братом, ну а теперь наоборот – Китай наш старший брат. Я положительно оцениваю создание Российского торгового дома; реализация любой практической идеи даст результаты, но только была бы реализация», – подытожил Николай Котляров.

О том, что в условиях нынешних сложных отношений с Европой экономическая ориентация на страны Азии и, в частности, на Китай – похвальна, говорил замдиректора института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев.

«Важно учитывать, что проблемы в отношениях с западными странами наверняка не разрешатся позитивно в ближайшие годы. Поэтому Китай, как рынок сбыта, прекрасный вариант. Но не стоит ограничиваться одним Китаем. Нужно начинать такую же работу и с другими странами азиатского региона: Японией, Южной и Северной Кореей, Индонезией, Индией. А выйти на эти рынки поможет опыт работы в Китае. Отношусь к перспективам России в КНР с осторожным оптимизмом», – заключил Карнеев.

Отметим, о выходе на внешние рынки в апреле говорят уже не в первый раз. Так, в первой половине месяца в Институте конъюнктуры аграрного рынка заявили о готовности России поставлять халяльную продукцию в Иран. Более того, в отечественном производстве птицы халяль уже занимает десятую часть. С говядиной все менее благополучно: пока такая задача по зубам лишь одной компании – «Мираторгу».

Евгения Соколовская, Максим Ярыгин / АБН

Автор:

Новости партнеров