В пятницу премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту Владимиру Путину отправить в отставку министра образования России Дмитрия Ливанова. Вместо него на пост главы ведомства премьер предложил назначить Ольгу Васильеву, заместителя начальника управления по общественным проектам администрации президента. АБН вспоминает, что за четыре года успел сделать Дмитрий Ливанов, а также рассказывает, что уже известно об Ольге Васильевой.
Днем в пятницу РБК со ссылкой на источники в правительстве сообщил, что в ближайшее время глава Минобразования Дмитрий Ливанов уйдет в отставку. Это должно произойти за месяц до выборов в Госдуму, которые состоятся 18 сентября, сказали источники в РБК. Официальное заявление произойдет в пятницу, пообещали они.
Оно действительно случилось – президент Владимир Путин встретился с премьером Дмитрием Медведевым в аэропорту Бельбек в Крыму, куда Путин прилетел на совещание с членами Совбеза России и на молодежный форум «Таврида». Медведев предложил и кандидатуру на замену Ливанову: «женщину, Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список». Васильева до этого работала замначальника управления по общественным проектам администрации президента. Владимир Путин с предложением согласился, а также сообщил, что предложит Ливанову должность спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной. Позже президент успел сказать, что Россия не собирается прекращать дипотношения с Киевом, в том числе потому, что развитию отношений между странами должен поспособствовать опыт работы Дмитрия Ливанова.
Что нового сделал Минобр во главе с Ливановым
Ливанов был министром в течение четырех лет. Именно он в 2013 году провел реформу Российской академии наук, последствия которой обсуждаются до сих пор. РАН объединили с Российской академией медицинских наук и Российской академией сельскохозяйственных организаций. По итогам реформы в России появилось Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое планировалось как институция, ответственная за контроль над имуществом РАН. Однако, как заявляют ученые, ФАНО стремится контролировать и их научную деятельность, одобрять или не одобрять темы научных работ. В 2016 году более сотни ученых подписали письмо, в котором обвиняют ФАНО в развале российской науки.
При Ливанове, в 2013 году, Минобрнауки начало проект «5-100», который должен был привести несколько российских вузов в сотню лучших в мире. Отобрали 15 учебных заведений и выделили им 42 млрд рублей, после список расширялся, а в год на улучшение качества работы вузов поручили отдавать по 14,5 млрд рублей. В конце 2015 года Счетная палата сообщила о неэффективности использования бюджетных средств: вузы так и не вошли в сотню лучших в мире, Минобрнауки выделяло деньги неравномерно, сами учреждения распределяли их, по мнению аудиторов, не лучшим образом.
В 2015 году Высшая аттестационная комиссия при Минобразования утвердила в качестве новой научной специальности богословие (теологию). Около недели назад в России создали и экспертную комиссию, которая будет присуждать теологам ученые степени. Эта мера, принятая по просьбе патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, также была раскритикована в научном сообществе.
Также Ливанов продолжил политику объединения вузов и реформирования школьного образования. Однако эти реформы начались еще при предыдущем главе Минобра, Андрее Фурсенко. Он высказал мнение, что причиной отставки Ливанова могла стать скрытая конфронтация между министерством и РАН. В РАН же заявили, что отставка Ливанов – это «ожидаемое событие».
Одновременно с этим Фурсенко прокомментировал, что деятельность Ливанова на посту главы Минобразования привнесла много положительного в школьную и вузовскую систему. Фурсенко отметил улучшение условий обучения, качества жизни учителей и «объективных данных» по работе школ и вузов. Президент Путин охарактеризовал Ливанова как «человека с характером, последовательного при реализации своих решений и решений правительства». Напомним, по данным ВЦИОМ Ливанов был самым непопулярным министром России по результатам опросов. Он регулярно получал за оценку своей деятельности около двух баллов.
Что известно о новом министре
Дмитрий Медведев сразу же сообщил Владимиру Путину, что Ольга Васильева «имеет хороший послужной список». Она работала учителем, начала карьеру еще в 1979 году. После этого пришла в РАН и в «различные академические учреждения», после – в госструктуры, в аппарат правительства, администрацию президента.
Биографию Васильевой опубликовал ТАСС. Она, в отличие от своего предшественника, работавшего в Институте стали и сплавов, гуманитарий: закончила дирижерско-хоровое отделение Московского института культуры, истфак педагогического университета и факультет международных отношений академии МИД. Однако работает она в основном с вопросами религий и конфессий: преподает на кафедре государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, читала лекции в Сретенской духовной семинарии, состоит в Международной ассоциации истории религий, входит в редколлегии журналов «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Наука и религия», «Историко-религиоведческие исследования».
Публиковалась в различных изданиях с 1989 года. Первые статьи готовила вместе с руководителем, тогда кандидатом военных наук П.Н. Кнышевским. Названия их работ – «Единение», «Колокольный стон индустриализации», «Тайна захоронения Иоанна Кронштадтского», «Тайная вечеря». Совместные статьи были переведены и на английский язык. Тема докторской диссертации Васильевой – «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны».
Ольга Васильева вошла в рабочую группу по подготовке концепции нового учебника истории, по данным «Коммерсанта», работала над выставкой «Православная Русь. Романовы». В составе управления общественных проектов администрации президента делала концепцию патриотического воспитания (по данным того же издания).
Медведев сказал о Васильевой, что «человека она сбалансированный, опытный, и … способна реализовать … новые задачи». Ее бывший руководитель Павел Зенкович сообщил, что Ольга Васильева – «свой человек в педагогическом и научном сообществе. Она прекрасный эксперт и знает все проблемы этой сферы изнутри».
На назначение Васильевой отреагировали в Московском патриархате: первый замглавы синодального отдела по взаимосвязям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков сказал, что для него в связи с этим назначением очевидны грядущие перемены в обществе «при поддержке президента». Новое назначение уже вызвало шквал критики: петербургский депутат Борис Вишневский написал: «Ждите, друзья, новых уроков ОПК (основ православной культуры – АБН) – вместо математики и иностранных языков», а журналист Кирилл Мартынов в колонке для «Новой газеты» отмечает, что взгляды Васильевой можно «охарактеризовать как православный консерватизм», но они «заметно смещались вправо» в последнее время. Кроме того, замечает Мартынов, «довольно непривычно, обсуждая министра образования, упоминать РПЦ и ученых монахов, но скоро это, надо полагать, войдет у нас в привычку».
Другой журналист, Сергей Чапнин, сотрудничавший вместе с Васильевой в «Издательстве московской патриархии», назвал ее «хорошим историком» и в целом охарактеризовал ее положительно. Однако спустя некоторое время Чапнин удалил свой пост, сообщив, что «люди меняются» и он «в шоке» от ее последних высказываний. Среди них – высказывания о том, что фигура Иосифа Сталина «при всех недостатках – государственное благо», потому что перед войной он занялся объединением страны.
Кроме того, Васильева говорила о том, что «историю церкви нельзя вырвать из контекста гражданской истории». В пятничном блиц-интервью «Коммерсанту» Васильева сказала, что нужно «взять все лучшее: и в XIX, и в ХХ, и в XXI веках», что было сделано для формирования истории России и российской идентичности.