Как расставаться с сотрудниками

Оксана Смущенко

Оксана Смущенко

финансовый директор торгово-строительной компании «Гельстер»

Подчиненные иногда думают, что начальники – это суровые нечувствительные люди, которые легко расстаются с персоналом, дай только повод. Но это впечатление обманчиво. На деле даже самый строгий босс может переживать увольнение толкового сотрудника. Расставаться всегда тяжело, а потому важно пройти через этот этап с наименьшими эмоциональными потерями.

Конечно, увольнение увольнению рознь, но в большинстве случаев это скорее неприятное событие в жизни руководителя. Не важно, произошло это внезапно или вполне ожидаемо, уходит подчиненный сам, или вы планируете его уволить, приносил он пользу компании или просиживал штаны на рабочем месте. В каждом из этих случаев на душе у руководителя, скорее всего, будут скрести кошки. И даже если после увольнения сотрудника начальник испытывает облегчение и радость, то в глубине души все равно остается капля разочарования. Ведь на подчиненного были потрачены время, силы, эмоции и средства. Руководитель выбрал его среди множества других соискателей, поделился с ним опытом и знаниями и, в конце концов, мог просто привыкнуть как к человеку.

Расходиться с подчиненным, конечно, лучше всего легко, быстро и на доброй ноте. Особенно, если речь идет о неэффективном сотруднике. Как только увольнение назрело, не стоит с ним тянуть. Нет смысла давать очередной новый шанс бестолковому сотруднику. Вероятность, что он сможет использовать эту возможность, очень мала, а вы потратите еще больше сил и денег. Свои нервные клетки стоит беречь. Говорят, что они не восстанавливаются, а желающих на них поиграть и без того всегда предостаточно.

Правда, бывают случаи, когда подчиненный работает плохо, а увольняться не собирается. Его работа может не устраивать руководителя, но расстаться хочется все равно полюбовно. В этом случае можно провести с подчиненным беседу и предложить такие условия работы, при которых он либо улучшит свои показатели, либо поймет, что проще уйти самому.

Еще один довод в пользу быстрых расставаний – старая мудрость о том, что любые перемены к лучшему. Увольнение плохого работника — неважно, после намека начальства или по собственной инициативе, — это повод для самоанализа. В подобных случаях я всегда думаю о том, почему с сотрудником приходится расставаться. Возможно, мной что-то было упущено при собеседовании? Или сотрудник не получил поддержки от руководителя, когда она ему требовалась? Возможно, он постеснялся попросить об обучении или умолчал о фатальной ошибке, а начальник этого не заметил? А может, в какой-то момент ему не хватило мотивации? Так или иначе, разобравшись в причинах увольнения, хороший руководитель сделает выводы и выйдет из ситуации с новым опытом и знаниями, которые должны помочь ему в будущем.

Кроме того, увольнение положительно сказывается и на самом работнике. Возможно, на новом месте непутевый сотрудник найдет себя и сможет реализовать свой потенциал в полной мере. А в вашей компании в то же время освободится место, на которое может прийти более успешный и эффективный кандидат. Так что и в этом грустном событии есть что-то положительное.

Конечно, это все касается случаев, когда руководитель и сам почти готов расстаться с подчиненным из-за его недостаточной результативности. А вот за хороших сотрудников, я считаю, стоит сражаться, например, в том случае, когда сотрудник «перегорел» или достиг карьерного «потолка». Человеку, который регулярно приносил компании пользу, стоит предложить новое направление, проект или должность. Мы всегда стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы удержать талантливые кадры, и расстаемся с ними только в случае, когда совершенно точно не можем им ничего предложить. Мы отпускаем таких работников с легким сердцем. Ведь в их жизни новый этап развития и роста. А нашей компании такой сотрудник уже принес немало пользы. Мы вместе прошли значительный путь, полный побед и свершений, так почему бы не порадоваться за него?