Дивизиональный директор Альфа-Банка: Уровень финансовой грамотности петербуржцев значительно вырос

В преддверии Нового года АБН поговорил с дивизиональным директором Альфа-Банка Олегом Прокаевым о региональной специфике потребления банковских услуг, текущих трендах банковского рынка и планах Альфа-Банка на 2019 год.

Олег, здравствуйте! Какие банковские услуги были в наибольшей степени востребованы в России в 2018 году?

Активным спросом у петербуржцев пользуются кредитные, дебетовые карты, а также депозиты. В зависимости от характера трат многие открывают сразу несколько карт – для зарплаты, поездок за границу, оплаты товаров и услуг и так далее. Сегодня платежеспособное население не так активно берет долгосрочные кредиты и предпочитает накапливать сбережения. Однако для совершения крупных покупок жители Северной столицы отдают предпочтение кредитной карте. Это связано как с ее функциональностью – многие банки сегодня предлагают по таким картам большое количество бонусов и скидок – так и с возможностью быстро гасить кредитную задолженность.
Важнейший тренд – постепенный переход на безналичные расчеты. Такие платежи приобретают все большую популярность: многие россияне сегодня расплачиваются картами или c помощью смартфона.
Безналичные расчеты – это не только удобно, но и безопасно. Информацию о каждом совершенном платеже в любой момент можно проверить в мобильном или интернет банке.

Есть ли у Петербурга региональная специфика потребления банковских услуг? Есть ли у жителей города черты, которые отличают их от остальных россиян?

Принципиальных отличий нет. Но я бы сказал, что за последние несколько лет уровень финансовой грамотности петербуржцев значительно вырос. Люди стали более осознанно подходить к серьезным тратам, сравнивать кредитные предложения нескольких банков и только после этого обращаться за кредитом.

Если говорить о среднем возрасте потребителей банковских услуг, есть ли у петербургских клиентов особенности?

Петербург многие называют студенческим городом: здесь большое количество образовательных учреждений. Основными потребителями банковских услуг является молодежь и работающее население в возрасте до 45 лет. Если говорить про Альфа-Банк, то средний возраст наших клиентов меньше, чем в других банках, сейчас он составляет 30-33 года.
Молодое поколение сегодня увлечено цифровыми технологиями. Таким клиентам необходимо всегда быть на связи, держать все под контролем. Большинство услуг Альфа-Банка доступно в мобильном и интернет-банке. Отдельно мы разработали ряд продуктов, ориентированных только на детей и молодежь. Например, молодежная дебетовая карта NEXT MasterCard и детская карта для совсем юных клиентов. Спрос на эти продукты у наших клиентов растет.

Как вы оцениваете закредитованность петербуржцев по состоянию на 2018 год? Петербуржцы стали брать меньше или больше кредитов?

Спрос на кредиты растет, но я бы не говорил о закредитованности. Во-первых, сами заемщики более ответственно подходят к распределению семейного бюджета, заранее планируют все возможные крупные покупки, отказываясь от сиюминутных трат.
Клиенты часто берут кредит на рефинансирование ранее выданных займов. Следуя этой тенденции, сегодня банки предлагают больше возможностей не только для рефинансирования задолженности на более привлекательных условиях, но и для объединения нескольких кредитов в один, тем самым снижая кредитную нагрузку.

То есть вы связываете рост запроса на кредитование именно с повышением уровня финансовой грамотности петербуржцев? Или экономический рост тоже играет свою роль?

В первую очередь это, конечно, осознанность. Сегодня люди стараются всё просчитать, оценить свои возможности и принять решение, которое позволит им снизить нагрузку на бюджет.

Олег, вы сегодня упомянули про дебетовые карты. Какие тенденции в настоящий момент существуют на этом рынке в России? Какие услуги в этом сегменте пользуются наибольшим спросом?

У каждого из нас свои потребности и свой характер трат, поэтому банки предлагают большое разнообразие бонусов и скидок. Кому-то интересно, чтобы банк возвращал процент от потраченных по карте средств, кто-то предпочитает пользоваться бонусами и скидками от компаний-партнеров, а кому-то интереснее получать процент на остаток по счету. Совершенствуя карточные продукты, банки учитывают не только уровень дохода своих клиентов, но и семейное положение, характер занятости, регион проживания.
Выбирая дебетовую карту, в первую очередь нужно проанализировать свои траты. Размер кэшбэка и начислений на остаток по счету напрямую зависят от тех сумм, которые клиент в среднем тратит за месяц. Для автовладельцев подойдут карты, позволяющие вернуть часть средств, потраченных на заправках. Любителям путешествий пригодятся ко-бренды с авиа и ж/д перевозчиками, на которые начисляются мили.

Какие новые продукты Альфа-Банк предложил петербуржцам в 2018 году?

Весной мы предложили нашим клиентам молодежную карту NEXT с узнаваемым дизайном Покраса Лампаса, одного из самых ярких представителей современной каллиграфии, и карту AlfaTravel-VISA для любителей путешествовать. В сентябре нашим клиентам-держателям пакета «Премиум» стал доступен более широкий спектр услуг.
С июля нашим клиентам в интернет и мобильном банке доступен сервис по погашению задолженности по кредитной карте другого банка, Мы также сделали нашим клиентам новогоднее предложение — накопительный счет «Альфа-Счет» и депозит «Большой куш», по которым клиентам выплачивается до 8%. Это далеко не полный список наших новинок.

Какие планы у Альфа-Банка на 2019 год?

Мы проходим процесс цифровой трансформации. Мобильность, индивидуальные предложения и, высокий уровень сервиса лежат в основе современного цифрового банка. Наша главная задача —оставаться с клиентом на связи в любой точке мира 24/7 и сделать доступными в режиме онлайн любую услугу. Уже сейчас многими наши сервисами можно воспользоваться дистанционно. Приятно, что это ценят: количество наших розничных клиентов за год увеличилось на 19%.

Что вы пожелаете петербуржцам в 2019 году?

Новых интересных предложений от банка, новых знаний и оперативного банковского обслуживания!

Беседовал Илья Надпорожский / АБН

Автор: Илья Надпорожский

Новости партнеров