Петербургский метрополитен поставил под вопрос безопасность первых российских траволаторов

Насколько безопасно пользоваться первыми траволаторами российского производства, выясняет Петербургский метрополитен. Механизмы установили на четырех станциях метро, но они до сих пор не работают. Первый ответ должен быть дан уже в конце этой недели.

ГУП «Петербургский метрополитен» объявил о закупке услуг с замысловатым названием «Оказание услуг по оценке рисков условий эксплуатации и установки пассажирских конвейеров». Речь идет о так называемых траволаторах — движущихся дорожках, поднимающих пассажиров под небольшими углами возвышения.

Проверки коснутся траволаторов на недавно открытых станциях «Дунайская» и «Проспект Славы». Правда, еще в июле метрополитен объявлял аналогичные закупки для станций «Новокрестовская» и «Беговая». Конкурсы по ним должны были уже состояться, однако данных об этом в открытом доступе найти не удалось.

Подрядчики должны провести анализ условий эксплуатации траволаторов в различных условиях, включая осадки на улице. Их работу необходимо проверить как вхолостую, так и с пользователями. Будут ли этими пользователями обычные пассажиры, или технику испытают специально обученные люди, не уточняется. Во всяком случае сейчас траволаторы на перечисленных станциях не работают.

По итогам испытаний подрядчики должны выдать заключения об уровне безопасности оборудования. Если безопасность окажется не на высоте, то разработать предложения по снижению риска. В техзадании сказано буквально следующее:

«Разработка мероприятий по снижению (исключению) случаев травматизма пассажиров метрополитена при пользовании пассажирскими конвейерами и уменьшение влияния внешних условий на оборудование пассажирских конвейеров».

Работы на «Беговой», согласно условиям конкурса, должны быть завершены уже 22 ноября. На «Новокрестовской» — 21 декабря. Если, конечно, соответствующие конкурсы состоялись. Новые конкурсы, касающиеся «Дунайской» и «Проспекта Славы», дают подрядчикам время до конца февраля следующего года. Ранее в «Метрострое» и метрополитене обещали решить проблемы с траволаторами на этих станциях до конца 2019 года.

Важный нюанс заключается в том, что на всех четырех станциях установлены траволаторы модели КП-12 производства ЗАО СМУ-9 «Метрострой» (дочернее предприятие «Метростроя»). В декабре 2016 года им был посвящен пресс-релиз Смольного. Сообщалось, что это первые траволаторы отечественного производства. На «Спортивной-2» установили устройства немецкого производства, а для последующих станций решили внедрять импортозамещение.

В презентации первых отечественных траволаторов принимали участие заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Михаил Цалко, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров и начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин. Возможно, они даже испытали механизм на себе.

«Специалисты проехались на действующей рабочей модели траволатора, которая впоследствии будет использована для проведения серии испытаний, необходимых для получения положительного заключения Ростехнадзора о промышленной безопасности», — говорилось в пресс-релизе.

Однако это не спасло от досадного казуса — траволаторы проработали после открытия новых станций несколько дней, после чего были остановлены. В начале ноября вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов сообщил депутату Законодательного собрания Борису Вишневскому, что техника остановилась из-за сбой программного обеспечения, которое поставлялось из Белоруссии. А оперативно решить проблему мешает долг «Метростроя» перед белорусской компанией.

«Петербургский метрополитен» и «Метрострой» пока не ответили на запросы АБН с просьбой прокомментировать ситуацию.

На сайте «Метростроя» сообщается, что СМУ-9 — единственная организация, которая специализируется на монтаже эскалаторов в Петербурге. Все эскалаторы петербургского метро, за исключением пересадочного узла «Садовая» — «Спасская», смонтированы специалистами этой организации. Сейчас компания завалена исполнительными листами по взысканию долгов по зарплате.

UPD. В «Метрострое» переадресовали вопросы о ситуации с траволаторами к метрополитену.

Автор: Александр Лобановский

Новости партнеров