Компания кинорежиссера Никиты Михалкова ООО «Бесогон» потребовала в Суде по интеллектуальным правам (СИП) отменить решение Роспатента. В апреле он отказал компании режиссера в регистрации товарного знака, который содержит изображение раннехристианского святого Никиты Бесогона.
В материалах Роспатента и суда говорится, что компания Никиты Михалкова хотела зарегистрировать бренд, включающий «стилизованное изображение человека и фантазийного животного, а также ветки дерева в двойной рамке, из которых внутренняя имеет форму арки, а внешняя — форму прямоугольника».
Свой интерес к такому бренду заявитель пояснил тем, что использует изображение с 2014 года в авторской программе Никиты Михалкова «Бесогон.ТВ» на телеканале «Россия 24». Он уточнил, что в христианской литературе Никита Бесогон не упоминался с начала XVIII века. Русская православная церковь не канонизировала его, а почитался святой исключительно в старообрядческой церкви до конца XIX века.
В компании Никиты Михалкова считают, что Никита Бесогон был мифологическим историческим персонажем, малоизвестный среднему российскому потребителю. Она хотела зарегистрировать бренд для таких групп товаров и услуг, как кинематографические приборы, носители информации, фотоснимки, реклама, телекоммуникации, воспитание, образование.
Роспатент рассмотрел заявку «Бесогона». Эксперты выявили, что заявленное обозначение представляет собой изображение Никиты великомученика, изгоняющего беса — раннехристианского святого, который подвергся пыткам и принял смерть за Христа в Константинополе. В итоге Роспатент пришел к выводу, что «Никита-бесогон известен и почитаем православной церковью», а довод заявителя о его малоизвестности признал неубедительным. В ведомстве считают, что регистрация такого бренда может оскорбить чувства верующих.
В апреле 2015 года режиссеры-братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили президента РФ Владимира Путина помочь им с открытием национальной сети общественного питания, которая будет называться «Едим дома».