Торговая сеть «Светофор», работающая по всей России и за рубежом, готовится к масштабной экспансии в Петербурге. Она намерена увеличить число своих магазинов с двух до 50. Для снижения издержек в них не будет даже полок для товаров.
Сейчас сеть ищет помещения под магазины площадью от 800 до 1500 кв. м. «Это может быть отапливаемый ангар, склад и т.п.», — говорится в объявлении компании. Сообщается, что она готова платить за аренду фиксированную ставку до 500 рублей за квадратный метр, либо 2% от товарооборота, включая НДС.
«Есть понимание, что мы можем открыть 50 объектов», — рассказал АБН директор по развитию сети «Светофор» в Петербурге Александр Митрохин. По его словам, сеть планирует накрыть Петербург равномерно. Расстояние между соседними магазинами будет составлять около 5 км. На открытие одного объекта тратится около 25 млн рублей, сообщил топ-менеджер.
Сеть «Светофор» появилась в 2009 году в Красноярске. В 2013 году она начала активную экспансию в регионах России. В конце 2017 года «Светофор» объявил о выходе на московский рынок. Анонсировалось открытие 100 магазинов, но на данный момент в столице работает восемь торговых точек.
Также в последние годы «Светофор» осваивают зарубежные рынки. Сеть работает в большинстве крупных городов Казахстана, присутствует в Белоруссии и Польше. В конце прошлого года владельцы «Светофора» запустили сеть Mere (фактически аналог «Светофора») в Румынии, а в начале нынешнего — в Германии.
Первый магазин в Петербурге открылся в декабре 2017 года. «Подвернулся объект, который подходил для жесткого дискаунтера, по низкой ставке. И с этого все началось», — объясняет Александр Митрохин. В прошлом году открылся второй магазин.
Сеть принадлежит красноярской семье Шнайдер и ее партнерам. В каждом городе, в который выходит «Светофор», создается отдельное юрлицо, принадлежащее основателям компании. Оперативное управление в Петербурге осуществляет команда, набранная из местных специалистов, сообщил Александр Митрохин. В рейтинге крупнейших частных компаний России Forbes за 2018 год «Светофор» занял 147 место с годовым оборотом 63 млрд рублей.
Сеть работает в формате жесткого дискаунтера. Компания экономит на оформлении магазинов и сервисе. Товары выкладываются в торговом зале прямо в коробках. Фактически это склады-магазины. Александр Митрохин считает, что конкурентов в этом сегменте у «Светофора» в Петербурге нет. Ближайший — оптоклуб «Ряды». Директор Центра исследования рыночной среды Дмитрий Даугавет называет еще одну сеть похожего формата — «Технолог». Сейчас у нее 14 магазинов в Петербурге и три в Ленобласти. Но еще 10 лет назад их было больше.
«У нас в последнее время на этом рынке наблюдается медленная «ползучая» концентрация. Из года в год идут поглощения одних торговых сетей другими. И поэтому приход новой торговой сети может оказать позитивное влияние на рыночную среду», — считает Дмитрий Даугавет. По его мнению, формат «Светофора» будет востребован в Петербурге. «В условиях падения покупательской способности населения дискаунтеру скорее можно ждать успеха, чем формату, ориентированному на более дорогие товары», — говорит Дмитрий Даугавет.
В последние несколько лет на петербургском розничном рынке успешно стартовали сети, также нацеленные на низкие цены: это «Красное и белое» и «Семишагофф».