Автомобили, работающие на газовом топливе, могут получить 50-процентную скидку по транспортному налогу в Петербурге. Соответствующий законопроект внесен в Законодательное собрание. За экологию придется расплатиться качеством дорог.
Автором законопроекта выступила депутат Надежда Тихонова из «Справедливой России», которая возглавляет в ЗакСе профильную комиссию по экологической защите населения. Именно заботой об экологии она объясняет свою инициативу.
«Наибольший вклад (84,4%) в загрязнение атмосферного воздуха города Санкт-Петербурга вносит автомобильный транспорт», — сообщает депутат в пояснительной записке к законопроекту.
Она напоминает, что, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.05.2013, к 2020 году должны быть созданы условия для того, чтобы в городах-миллионниках до 50% коммунальной техники и автобусов работали на газовом топливе. Петербург пока не справляется с этой задачей. Так, в ГУП «Пассажиратотранс» используют газ лишь 5% автобусов.
Льготы по транспортному налогу для владельцев газомоторных машин в Петербурге уже существуют. От этого налога полностью освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная зарплата — не меньше трехкратного минимального размера оплаты труда в Петербурге (в 2019 году это 18 тыс. рублей).
Но в 2018 году этой льготой воспользовались лишь два предприятия, сообщает Надежда Тихонова, ссылаясь на данные ФНС. По имеющимся сведениям, одно из них — ГУП «Пассажиравтотранс», а второе — один из крупных частных перевозчиков. В связи с применением данной льготы, городской бюджет недополучил в 2016 году 1,1 млн рублей, а в 2017 году — 1,2 млн.
Надежда Тихонова предлагает сохранить эту льготу, а для всех остальных владельцев газомоторных машин, включая физлиц, ввести 50-процентную скидку по транспортному налогу. Она подсчитала, что в этом случае бюджет не досчитается 26 млн рублей, учитывая текущую численность машин на газовом топливе. Но мультипликативный эффект от перевода автотранспорта на газ депутат оценивает в 9,4 млрд рублей до 2023 года.
По статистике МВД, в Петербурге зарегистрировано 5211 автомобилей, использующих сжиженный газ, и 402, использующих сжатый газ. По словам автоэксперта Дмитрия Попова, на сжиженном газе на самом деле работает гораздо больше городских машин. Часть из них была переоборудована для использования газового топлива еще в 1990-е годы, когда ГИБДД не вело статистику газомоторынх машин. Еще часть — позже, но, поскольку техосмотры в России превратились во многом в формальную процедуру, соответствующая информация просто не доходит до Госавтоинспекции.
Предложение ввести льготу по транспортному налогу Дмитрий Попов не поддерживает. «Транспортный налог идет на содержание и обустройство дорог. Автомобили такого рода, так же как и обычные автомобили, ездят по городу, возят грузы и точно так же, наносят ущерб дорожному покрытию. Не просматривается обоснование льготы», — говорит он.
«Владельцы таких автомобилей и так получают скидку за счет того, что их топливо дешевле, чем бензин», — указывает Дмитрий Попов.
Руководитель петербургского союза автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов считает, что главным стимулом перехода на газ было бы развитие инфраструктуры.
«Из-за того, что инфраструктура по заправке газовым топливом у нас развита слабо, автомобилисты, несмотря на плюсы которые есть при переводе автомобиля на газ, не спешат это делать, потому что не очень понимают, где им заправляться», — говорит эксперт.
Также эксперты отмечают, что еще больше усложнит перевод автотранспорта на газовое топливо новая процедура ГИБДД по оформлению внесения изменений в конструкцию автомобиля.