Железнодорожная монополия с 2013 года ведет проект по модернизации Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Для этого, возможно, РЖД придется вырубить часть леса вокруг озера Байкал. Правительство уже подготовило поправки в законодательство, которые развязывают компании руки, сообщает РБК.
По словам представителя РЖД, участки железных дорог в Иркутской области, Забайкалье и Бурятии оказались «исторически включены» в особую территорию вокруг озера Байкал.
Вырубить лес нужно для того, чтобы разместить станции и расширить пути на отдельных участках. По оценкам гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, вдоль путей надо будет уничтожить 8–10 тыс. га леса.
Рубить лес можно будет до начала 2024 года, но в поправках есть условие, что это возможно только в случаях, когда другого выхода нет.
В горных территориях из-за вырубки может произойти эрозия почв, и в Байкал потекут песок и глина, предупреждает координатор организации «Реки без границ» Александр Колотов.
Экосистема озера может быть уничтожена, считает глава экоассоциации «Байкальское содружество» Екатерина Удеревская.
Она также утверждает, что в районе озера уже рубят лес, и это привело к изменениям климата в регионе.
Одной из причин недавних паводков в Иркутской области СМИ называли незаконную вырубку лесов, которая ведет к переувлажнению почвы.
Проект модернизации железных дорог на Дальнем Востоке оценивается более чем в 550 млрд руб., основная задача — увеличить их пропускную способность. Президент поручил нарастить ее в полтора раза, до 210 млн т к 2025 году.
По оценкам Счетной палаты, в прошлом году РЖД потратила на модернизацию БАМа и Транссиба 47 млрд руб., но в апреле выяснилось, что компания сорвала планы и не достроила несколько объектов.