В региональной программе по оснащению Петербурга зарядными колонками для электромобилей до 2023 года говорится о масштабном проекте по созданию инфраструктуры для электрокаршеринга.
Группа компаний совместно с ВТБ и «Ленэнерго» намерена построить в городе почти 4 тысячи зарядных станций. Речь идет про 3 тысячи медленных, 500 быстрых и 300 ультрабыстрых зарядных станций. Предполагается, что столь серьезные инвестиции в инфраструктуру позволят увеличить интерес автолюбителей к электрическому транспорту.
В тексте программы говорится, что ООО «ВТБ Факторинг», входящее в группу ВТБ, совместно с ООО «АЭГ», ПАО «Ленэнерго», ООО «Хендэ Мотор СНГ», АО «Авилон Автомобильная группа» рассматривают возможность реализации в Санкт-Петербурге проекта электрокаршенринга с созданием зарядной инфраструктуры.
«Перспективы у этого проекта кажутся вполне реальными. Петербург удобный город для развития данного направления, потому что он более компактный по сравнению с Москвой. Заявленного числа зарядок должно хватить для нормального функционирования большого числа электрокаров», — комментирует АБН председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева.
В идеале, по словам эксперта, зарядка должна быть в каждом дворе, позволяя автовладельцам припарковаться неподалеку и зарядить свою машину. Большое количество медленных зарядок в проекте глава АЭТИ объясняет их сравнительно невысокой ценой.
В свою очередь генеральный директор компании «Электромобили+» Олег Тимашев более скептически относится к развитию электрокаршерингу в Северной столице, называя подобные проекты изначально убыточным бизнесом.
«Если не создать для владельцев электрокаров и представителей бизнеса каких-то значительных государственных преференций, то история с каршерингом не пойдет. Одно дело окупить машину в обычном каршеринге, которая стоит 1,5 миллиона рублей и совсем другое дело — окупить условную Tesla стоимостью 6-7 миллионов рублей», — считает собеседник АБН.
В настоящее время на территории Петербурга действуют 63 зарядные станции для электромобилей. Ожидается, что до 2023 года в регионе появится дополнительно еще 32 зарядных станции.
Важно отметить, что в программе уделяется внимание не только личному, но и общественному транспорту, использование которого не требует обустройства дополнительной инфраструктуры зарядных станций.
В частности ГУП «Горэлектротранс» эксплуатирует 125 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, которые способны восполнять заряд от существующей контактной сети. К 2023 число таких троллейбусов должно увеличиться вдвое — до 265.
В маршрутной сети используется и 10 электробусов ГУП «Пассажиравтотранса» с медленной зарядкой и запасом хода не менее 240 километров. Зарядные станции размещаются прямо на борту транспорта, позволяя заряжать электробусы на территории автопарка в ночное время. Их число планируется увеличить в 6 раз в ближайшие три года.
«Основным источником загрязнения окружающей среды в крупных городах являются выбросы автотранспорта. Поэтому Санкт-Петербург уделяет особое внимание развитию инфраструктуры для современных экологичных видов транспорта», — пояснили АБН интерес к электротранспорту в комитете по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербург.
Там обратили внимание, что помимо электрозаправок на территории города строится сеть АГНКС – заправочных станций природным газом. Массовое внедрение электротранспорта и транспорта, работающего на природном газе, способно оказать ощутимый положительный эффект на экологическую обстановку в городе, подчеркнули в комитете.
Строительством АГНКС занимается компания «Газпром газомоторное топливо», планирующая в ближайшие годы увеличить количество таких объектов. На последнем Петербургском международном газовом форуме представители компании заявляли, что к 2024 году в Петербурге будет работать 25 объектов газозаправочной сети, а в Ленобласти их число вырастет до 22.
После завершения региональной программы развития инфраструктуры для электротранспорта власти ожидают увидеть не только снижение выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу, но и повышение спроса на электромобили. По мнению экспертов, ситуация со спросом не самая однозначная.
Генеральный директор компании «Электромобили+» не ждет повышения спроса, объясняя свой прогноз неконкурентоспособной ценой на электромобили.
«Даже небольшие расходы на эксплуатацию и развитая инфраструктура вкупе с маленькими расходами на электричество не покрывают общий объем затрат. Ситуацию со спросом могут изменить субсидии или другие методы стимулирования покупки таких машин», — уверяет Олег Тимашев.
В Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры отмечают, что пока увеличение количества зарядок в Петербурге не привело к существенному росту спроса на электромобили.
В качестве стимулирующей меры, способной переломить тренд, Ия Гордеева кивает на опыт Москвы, где отмена платы за парковки привела к росту интереса на электрокары. Готовы ли в Петербурге использовать столичный опыт на рынке электрокаров или предпочитают делать ставку на собственные подходы, станет понятнее в ближайшие несколько лет.