Разбирательство в арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, похоже, стало первым случаем на северо-западе России, когда бизнесмена решили обязать опровергнуть его заявления, сделав сообщение в социальной сети Instagram.
История началась в апреле 2019 года когда индивидуальный предприниматель Татьяна (фамилию редакция АБН решила не публиковать) арендовала в городе Кировск Ленинградской области у частной компании 1471,8 кв.м на двух этажах здания. Там планировали организовать гостиницу.
Далее, судя по материалам дела, события разворачивались следующим образом: стороны заключили дополнительное соглашение, что арендатор должен внести в кассу арендодателю страховой депозит полмиллиона рублей. Деньги пришли, но наличными по расписке гендиректору и в размере 400 тысяч рублей. После этого по электронной почте арендатору отправили и еще одно дополнительное соглашение «пункты которого были обусловлены специфическим видом деятельности арендатора, а именно, предоставление услуг гостиницы».
На этом, похоже, идиллия закончилась. Арендатор в ответ на письмо написал претензию о расторжении договора аренды «в связи с кабальными условиями», которые, как он посчитал были в последнем дополнительном соглашении. Дошло до того, что в мае сторонами был подписан акт приема-передачи помещения, в соответствии с которым возврат страхового депозита должен был быть осуществлен в течение пяти дней после проведения сверки расчетов и оценки возможных убытков арендодателя. После чего Татьяне отправили претензии с просьбой оплатить более трехсот тысяч рублей за пользование помещением и т.д.
В июне от многочисленных доброжелателей арендодатель узнал, что на странице в социальной сети Instagram, имя пользователя которого похоже на имя и фамилию Татьяны,
было опубликовано видео и фото, с данными, которые по мнению владельца помещений порочили деловую репутацию. Арендодатель пошел в арбитраж, который с ним согласился и решил обязать Татьяну опубликовать опровержение в той же сети Instagram.
Подобное решение, согласно делам, с которыми ознакомились корреспонденты АБН, вероятно, стало первым в северо-западном федеральном округе.
Подобной практике опровержений в соцсетях в России меньше года. Она стала возможной после того, как в 2018 году поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс ввели наказание за отказ опубликовать опровержение. Первым случаем в 2019 году стала история в Республике Коми. Там опровержения в соцсети добились от женщины, разместившей видео, якобы, о незаконных условиях содержания сына в колонии.
Последнее подобное решение об опровержении в Instagram, по данным АБН, было, вероятно, в сентябре 2019 года во Владивостоке. Там женщину, опубликовавшую с гневными комментариями в соцсети фото ногтей своей знакомой посетившей салон красоты, обязали удалить это сообщение, опубликовать опровержение и выплатить 15 тысяч рублей салону.
«Всегда лучше решать конфликты со своими клиентами мирным путём. Есть примеры, когда даже популярные блогеры писали негативный пост о компании, компания выходила на прямой контакт со своим недовольным клиентом, решал его проблемы и тот становился в итоге его адептом и самостоятельно писал о том, как его проблема была решена.
Однако, бывают т.н. тролли, с которыми бесполезно пытаться урегулировать конфликты мирным путём, так как единственная их цель — это сам конфликт. В таком случае решение проблемы через суд выглядит целесообразным. Главное, чтобы компания не начала судиться со всеми подряд, зачисляя в разряд троллей даже адекватных клиентов» — прокомментировала АБН руководитель коммуникационного агентства Spice Media Виктория Кулибанова.