«Максидом» выкупил у британской группы Kingfisher гипермаркеты Castorama в России. Стоимость сделки составила 7,4 млрд рублей. Как рассказала АБН совладелица «Максидома» Мария Евневич, ребрендинга Castorama в ближайшее время ожидать не стоит, а сам процесс интеграции двух сетей может занять длительное время.
Сообщении о завершении сделки появилось на официальной странице британского ретейлера.
Там говорится, что 80% суммы от продажи магазинов в России Castorama получит при закрытии сделки, а еще 20% «Максидом» будет выплачивать равными долями в течение двух лет.
Стороны закрыли сделку 30 сентября и получили все необходимые разрешения от регуляторов.
Теперь петербургской сети DIY (англ. Do It Yourself — «сделай это сам») отойдут 18 магазинов в 13 городах РФ, два из которых находится в Петербурге.
«Castorama нам была интересна тем, что она хорошо представлена в регионах, где у нас магазинов нет. Castorama — это известный бренд, поэтому ребрендинга в ближайшее время ожидать не стоит. Массовый ребрендинг, особенно в тех местах, где нас вообще не знают, пока не имеет никакого смысла», — рассказала о дальнейшей судьбе магазинов британской марки совладелица «Максидома» Мария Евневич.
Она подчеркнула, что интегрироваться приобретение будет долго, назвав этот процесс далеко не простым.
По словам собеседницы АБН, интеграция включает в себя информационные технологии, контрактные соглашения с контрагентами, правила внутреннего распорядка, особенности трудовых взаимоотношений, корпоративной культуры.
Конечно, изменения коснутся и маркетинг, добавила госпожа Евневич, но они находятся в отдаленном эшелоне интеграции.
Castorama в России и «Максидом» предпринимательница назвала сопоставимыми по размеру компаниями.
Годовая выручка ООО «Касторама рус» в прошлом году составила 26 млрд рублей, но все последние годы она снижалась. Еще пять лет назад объем годовой выручки превышал 39 млрд рублей.
У «Максидома» последние годы выручка наоборот росла. В прошлом году она составила 23 млрд рублей. В настоящее время сеть объединяет 15 магазинов из семи регионах России. Помимо Петербурга сеть представлена в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Уфе и Московской области.
«Максидом» крепко себя чувствует, другое дело, что проблемы были у Castorama. Еще несколько лет назад они приняли решение прекратить активное развитие в РФ. Им было трудно транслировать свои закупочные условия на российском рынке, как они это делают в Европе. Но в целом рисков для петербургской компании я здесь не вижу», — комментирует АБН сделку председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Финансовые показатели Castorama серьезно ухудшились в первом полугодии 2020 года, когда выручка сети на фоне пандемии коронавируса сократилась сразу на 27%.
Мария Евневич соглашается, что во время пандемии сети DIY, как и многие другие компании, понесли определенные потери.
Но при этом она с трудом может представить себе ситуацию, при которой люди во всей стране перестанут ремонтировать дом, покупать посуду, устанавливать унитазы или обустраивать дачи.
«Если у нас будут изменения в форматах торговли, значит мы будем под них подстраиваться. DIY не относится к рынкам настолько первой необходимости, как еда или лекарства, но обустройство жилища является важной частью человеческой жизни. Более того, внимание к ней на фоне самоизоляции только возросло», — уверяет совладелица «Максидома».
В Ассоциации экспертов рынка ретейла соглашаются, что говорить о насыщении российского рынка DIY еще рано, и он сможет проглотить еще несколько компаний, сравнимых по объему и обороту с Леруа Мерлен.
Французская сеть товаров для дома в 2018 году занимала более 21% всего рынка и была крупнейшим игроком в сегменте DIY в России.