У жителей Петербурга резко вырос аппетит к банкротству

В январе-марте 2020 года интерес петербуржцев к банкротству значительно вырос. Банкротами объявили себя почти на 50% больше горожан по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Эксперты считают, что люди распробовали процедуру и во втором квартале рост банкротств продолжит расти.

Статистика, отображающая динамику личных банкротств в российских регионах, появилась на сайте Федресурса. В целом по России в первом квартале она показала значительный рост – банкротами признаны больше 22 тысяч граждан. В Москве прирост составил 40,5%, в Петербурге 46,3%.

Подавляющую часть процедур инициируют сами должники (93% от общего числа), существенно меньшую — конкурсные кредиторы и налоговый орган, отмечают аналитики из Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

«Если для юрлица банкротство — это прекращение деятельности, то для физлица в первую очередь защита от кредиторов. Увеличения числа банкротств говорит с одной стороны об ухудшении экономической ситуации, а с другой о понимании физлицами принципов работы данного механизма. Они считают для себя такое решение неплохим выходом», — объясняет статистику экономист Дмитрий Адамидов.

По словам собеседника АБН, первый квартал для российской экономики стал еще довольно благополучным. Но во втором квартале на фоне самоизоляции и проблем бизнеса доля банкротств может вырасти еще более значительно, причем там будут преобладать вынужденные банкротства.

Эксперт связывает свой прогноз с тем, что у большинства населения нет никаких накоплений, а в условиях карантина и финансовых обязательств, ситуация ухудшится. Как ранее сообщало АБН, большинству петербуржцев сбережений в случае потери работы хватит на два-шесть месяцев. Ситуация усугубляется закредитованностью работающего населения.

Фото: baltphoto

Председатель Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих Михаил Василега соглашается, что в ближайшее время у граждан могут возникнуть проблемы с платежеспособностью. В первую очередь зависнут потребительские кредиты, взятые в банках.

«Динамика банкротств продолжит оставаться положительной. У людей большая просрочка, обязательства не исполняются, но сейчас и суды не работают. А пока не заработает судебная система, вряд ли мы увидим большой прирост банкротств. Да и когда заработают, еще не известно в каком режиме — там произошел большой затор процессуальных документов», — объясняет ситуация АБН господин Василега.

В ноябре прошлого года Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) оценивало число потенциальных банкротов в 1 млн человек. Долг каждого из них превышал 500 тысяч рублей, а просрочка по кредитам составляла больше 90 дней. Чтобы списать долги при невозможности расплатиться, должник обязан доказать потерю платежеспособности, оплатить судебные расходы и услуги финансового управляющего.

По мнению Дмитрия Адамидова ситуация на деле может оказаться еще хуже, так как НБКИ оперирует данными из легального поля, собирая информацию банков и работающих в белую микрофинансовых организаций.

Никто не знает реального положения дел в нелегальном секторе кредитования. Экономист считает, что подсчеты НБКИ в 1 миллион потенциальных банкротов можно смело удваивать с учетом текущей экономической ситуации.

Фото: baltphoto

Кроме того, ранее президент РФ Владимир Путин поручил Госдуме ускорить принятие законопроекта о внесудебном порядке признания гражданина банкротом, такими образом обеспечив повышение доступности этой процедуры для малообеспеченных.

По оценкам Минэкономразвития, такой процедурой смогут воспользоваться около 200 тысяч россиян. Предполагается, что претендовать на нее смогут заемщики без имущества, общий размер долга которых составляет от 20 до 700 тысяч рублей.

«Есть две концепции, как упростить процедуру банкротства. Обе они направлены на освобождение гражданина от обязательств, чтобы он вновь стал экономически активным субъектом, мог спокойно зарабатывать и тратить деньги. В Госдуме предлагают проводить процедуру без суда, оставив только управляющего, а Минэк наоборот предлагает убрать управляющего, оставив только суд», — объясняет Михаил Василега.

В Общероссийском профсоюзе арбитражных управляющих предлагают внести правки в законодательство таким образом, чтобы управляющий в вопросах банкротства физлиц мог действовать от имени суда.

Экономист Дмитрий Адамидов соглашается с таким подходом, так как он позволит разгрузить суды. По его словам, временной ресурс судов конечен, а российские регионы в будущем, возможно, ждет массовая волна банкротств.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров