Валюта $70.97 €82.55 Brent$84.48
22.09.21 / 12:09 Новости / Петербург

Петербургские рестораторы нашли альтернативу террасам

Парклет у бара « Пирс 28» / Фото: Лена Полуночева

Парклет у бара « Пирс 28» / Фото: Лена Полуночева

На петербургских улицах примерно по 10 адресам появились альтернативные террасы при ресторанах и барах – так называемые парклеты. Маленькие зоны отдыха устанавливают на парковочных местах и оборудуют на них общественные пространства и столики. Идея нашла отклик и в регионах, где по отзывам предпринимателей, бизнесу помогали городские власти. Однако в Петербурге создание нового формата зон отдыха пока никак не регламентировано, соответственно, бизнесу и общественникам не представляется возможным действовать в рамках закона.

Одной из мер поддержки сферы общественного питания на фоне кризиса, вызванного пандемией, в Петербурге стало упрощение получения разрешения на оборудование летних кафе. Однако террасы, примыкающие к заведениям, часто занимают значительную часть тротуара, и это становится еще одним поводом для конфликтов местных жителей с бизнесом.

В западных странах уже много лет практикуется использование в качестве территорий под летние кафе так называемых парклетов – это небольшие зоны отдыха, являющиеся продолжением тротуара. В основном парклеты устанавливаются на автомобильных парковках в один уровень с тротуаром и занимают несколько парковочных мест.

В Петербурге на фоне высокого уровня запаркованности улиц центральных районов представить, что на месте оставленных автомобилей появятся комфортные зоны отдыха, достаточно сложно. Но некоторые предприниматели вышли из положения и сумели поставить парклеты рядом с несколькими кафе и барами.

В конце июня 2020 года, около 30 петербургских баров и ресторанов подписали петицию и адресовали ее к Смольному. В обращении рестораторы попросили отдать парковки рядом с заведениями под летние террасы. Напомним, тогда власти города едва ослабили ограничения и разрешили обслуживать гостей летних кафе.

Кризисное решение

В петиции предприниматели отмечали, что в Петербурге было проведено исследование, показавшее, что только два парковочных места могут быть пригодны для обслуживания до полутора сотен человек в день. В тот период даже эта возможность была критически необходима. О результатах создания петиции открытой информации нет, но очевидно, что парклетов летом прошлого года у ресторанов не появилось.

Тем же летом владельцы бара «Пирс28» на улице Некрасова нашли, не достучавшись до властей, чтобы получить разрешения, выход из положения и сумели поставить свой парклет. Наталия Геллер, совладелица заведения, рассказала АБН, что идея возникла на фоне пандемии, когда барам и ресторанам можно было работать только на улице и в формате to-go.

«Мы сразу поняли, что формально параклет как площадку согласовать будет очень трудно или вообще невозможно, поэтому мы отталкивались от логики, что на платной стоянке может стоять именно транспортное средство, – рассказала ресторатор. – Поэтому мы искали именно определенный прицеп с номерами, оформляли его, кастомизировали под конструкцию, которая могла бы быть удобной зоной отдыха и симпатично смотреться на улице, разбавляя бесконечные ряды припаркованных машин. Сейчас мы платим за парковку этого прицепа и немного побаиваемся оставлять его открытой зоной 24 часа, поэтому он функционирует в часы работы бара».

Фото: благотворительный фонд «Зеленый Петербург» / Instagram

Берем только хорошее

Координатор движения градозащитников «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров запустил голосование на своей странице в соцсети о том, насколько приемлемой его подписчики считают установку подобных конструкций. Большинство респондентов дали отрицательный ответ.

«Инициатива с установкой парклетов – интересная, правильная и закономерная в плане развития города. Но то, как это реализуется в Петербурге кем бы то ни было – это просто позор. Мы как будто берем из Европы хорошие идеи и изменяем их до неузнаваемости. Владельцы баров и заведений, устанавливавших подобные конструкции, показывают свою необразованность, отсутствие интереса к современной урбанистике и жажду наживы на городе и горожанах. Это как раз тот самый 300-процентный капитализм с акульим хватом. Они хотят получить дополнительные метры, а народ хавает».

Градозащитник объяснил: опрос показал, что жители не одобряют появление парклетов на улицах, но если показать им положительные примеры, они могли бы изменить свое мнение. Но сейчас это абсолютное безобразие, настаивает градозащитник.

Узкие тротуары

Концепция парклетов зародилась в середине нулевых в США. Считается, что впервые парковочные места у тротуара были преобразованы в общественное пространство с посадочными местами в Сан-Франциско. Затем рестораторы неоднократно проводили так называемый «День парковки», популяризируя идею. Идея распространилась по всей стране, а затем была привезена в Европу, где оказалась особенно востребованной из-за узких тротуаров в центре старых городов, где разместить террасу не всегда возможно.

Несмотря на усилия предпринимателей, у таких городских инноваций уже тогда появились недоброжелатели. В том же Сан-Франциско местные жители пожаловались на владельцев ресторана, потому что на парклете постоянно шумели выпивающие компании. В Бостоне конструкцию пришлось демонтировать из-за спора рестораторов-соседей: один хотел парковать автомобиль, другой настаивал на создании парклета. Но это были единичные случаи. В целом, парклеты были хорошо приняты сообществами по всей территории США и европейских стран.

Западные бизнесмены не раз признавались, что после установки парклета посещаемость возрастала так, что им приходилось нанимать больше персонала. Соответственно, быстрая реакция Смольного на обращение рестораторов могла бы стать серьезной мерой поддержки бизнеса. Вместе с тем установку парклетов можно было бы регламентировать, как и создать единый дизайн-код для их оформления.

Российские примеры

В 2021 году парклеты появились в в Южно-Сахалинске, причем сами конструкции поставил город и оборудовал на нем небольшое общественное пространство. В Урюпинске местные власти согласовали проект общественной организации, для горожан создали зону отдыха. В Краснодаре и Москве предприниматели сумели получить согласование на парклеты и официально оборудовать на них дополнительные торговые площади.

В Петербурге, помимо рестораторов, идея парклетов вдохновила городских активистов. Так, благотворительный фонд «Зеленый Петербург» в рамках собственного проекта «На парковке парк» запустили установку прицепов с зелеными насаждениями на улицах города.

Первый пример «прицепного» озеленения появился на Чкаловском проспекте в июне 2020 года. Авторы инициативы ставили хотели добиться, чтобы в городе стало больше парков, чем парковок.

«Я являюсь законопослушным предпринимателем, и в отношении земельных участков, и в остальных аспектах. Мне жаль коллег, которые начинают дело, но ничего не понимают в землеустройстве. Получается размах на рубль, а удар на копейку. Иными словами, они строят бизнес, покупают оборудование, привлекают команду профессионалов, а самые элементарные юридические вопросы не решают», – говорит Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг», у которой более 40 киосков в Петербурге.

По словам эксперта, он не раз сталкивался с примерами, когда его киоск, размещенный по букве закона, за соответствующую арендную плату встречался с конкурентов в лице недобросовестного предпринимателя, который бесплатно устанавливал незаконный ларек. За счет этого нарушитель мог установить более низкую цену на аналогичный продукт и получить преимущество.

«Сердцем я нахожусь в этой ситуации на стороне предпринимателей, но предприниматели не правы, – продолжает Юрий Рагулин. – Для осуществления торговли необходимы соответствующие документы, а оплачивать парковку за прицеп недостаточно».

Нужны барьеры

Положительных примеров создания создания парклетов в Петербурге пока  нет, убежден Ярослав Костров. Но по мнению градозащитника, к такому результату прийти вполне реально.

«Парклеты нуждаются в создании оградительных барьеров. Например, в том же Хельсинки можно увидеть, что рядом с тротуаром выделяется пространство, ставятся конструкции, барьеры, озеленение. Благодаря всему этому гости заведения чувствуют себя в защищенном пространстве, – объяснил эксперт. – Нам для этого нужна подготовленная инфраструктура и создание регламентов, которые опишут эстетическую составляющую, единый дизайн-код. Напомню, на Рубинштейна просто выделяют парковочные места, ставят на них столы, и посетители едят в пыли проезжающих машин. И об этом безобразии нужно говорить».

Проект парклетов департамента архитектуры Краснодара / Фото: instagram.com/design_kod_krd

Наталия Геллер согласна с тем, что городу необходима законодательная база для установки парклетов. Ресторатор подчеркнула, что видела на улицах города конструкции, внешний вид которых, мягко говоря, не впечатлил.

«В этом сезоне мы, к сожалению, не успели доделать проект в срок и до конца – он появился только в августе перед баром, пропустив весь самый теплый период. В следующем году хотим припарковаться с потеплением и планируем значительно парклет озеленить», – рассказала ресторатор.

Собеседница АБН добавила, что местные жители задавали вопросы, не будет ли дополнительного шума на улице от этой конструкции. Убедив соседей, что больше шума от прицепа не станет, беспокойство жильцов сошло на нет, по словам Наталии, в бар активных отзывов больше не поступало.

Что касается регламентов, судя по всему, предприниматели готовы вести дело в соответствии с установленными правилами. «Желательно только, чтобы требования были выполнимыми, – заключила Наталия Геллер, – а не как часто бывает – существовали для того, чтобы реализовать идею было труднее.