На фоне роста эпидемии коронавируса, российских производителей защитных масок «отшили» от дел

Петербургские предприятия легкой промышленности c началом пандемии коронавируса по призыву государства занялись производством дефицитных тогда средств индивидуальной защиты, закупив для этого необходимое оборудование и сырье. Сейчас оборудование приходится распродавать, потому что госзаказы поступать перестали, и пришедший на помощь государству бизнес остался не у дел вместе с не распроданной продукции. Участники рынка рассказали АБН, как выходят из положения, и чем может обернуться отсутствие поддержки для предприятий.

В начале пандемии в марте 2020 года, когда возникла необходимость резко увеличить объемы производства средств индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе защитных масок и комбинезонов для медработников, контракты по госзаказам получили и небольшие производители одежды в Петербурге. Так, более 10 организаций, состоящие в Союзе производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП) (всего здесь 109 компаний), по призыву Минпромторга и Смольного мобилизовались, закупили материалы и оборудование. Однако полтора года спустя бизнес столкнулся с отсутствием заказов, в то время, как потребителям предлагается покупать СИЗы преимущественно китайского производства.

Ситуация на рынке

«В начале пандемии мы отшили миллионы масок, это было в то время, когда город и область оказались не готовы к такому спросу, правительство обратилось к нам, петербургским предприятиям легкой промышленности, и мы в течение дня перестроили производство и наладили выпуск, и не просрочили ни одного дня по контракту, – рассказала Валентина Миронова, член СПИЛП и основатель модного дома Lady Sharm. – Потом с заказами начали происходить метаморфозы».

По словам собеседницы АБН, на рынке вскоре появилось множество фирм-однодневок, которые предлагали более низкие цены на производство СИЗов. Дело дошло до того, что предложенная ими цена оказалась ниже себестоимости пошива маски на производстве, в которую даже не включались сопутствующие расходы бизнеса на электроэнергию, содержание автомобилей, которые доставляли поставки и т.д.

«Компании-однодневки имели доступ к госзаказу, при этом учредителем, директором и бухгалтером фирмы выступало одно лицо. Кому принадлежит инициатива создания таких организаций, неизвестно, но могу предположить, что в этом участвовали близкие к системе распределения закупок лица. У однодневок тем временем не было ни производства, ни оборудования, ни штата сотрудников, необходимых для выпуска продукции», – сообщила Валентина Миронова. Отвечая на вопрос, удалось ли заработать на СИЗах, владелица Lady Sharm рассказала, что зарабатывали, в основном, на то, чтобы удержать работников предприятий во время пандемии, когда все магазины были закрыты и сбыта другой продукции не существовало.

Заказы уходят в Китай

Генеральный директор кожгалантерейной фабрики «Рассвет» Сергей Чистый объяснил в беседе с АБН, что во время пандемии предприятие занялось выпуском тех СИЗов, которые можно было сшить на имеющемся оборудовании. Для такого переформатирования требуются только швейные машины и раскройные комплексы.

«Ситуация затронула предприятия, которые производят медицинские маски и так называемые защитные костюмы для «красной зоны» – для таких изделий необходимо специальное оборудование, – рассказал предприниматель. – Проблема здесь заключается в том, что федеральные закупки в этом сегменте делаются не в расчете на российского производителя. Связано ли это с объективными причинами, либо с коррупционными схемами, я не знаю, но заказы уходят в Китай».

Единственным объективным аргументом Сергей Чистый назвал порядок, по которому госзаказы должны уходить крупным производителям вместо множества мелких, которые в состоянии обеспечить необходимый объем производства. При этом отметим, что в разгар пандемии, государство было вынуждено обратиться и к малым, и средним компаниям.

Где стабильность

Фабрика одежды Pompa весной прошлого года закупила оборудование для производства СИЗов, рассказал генеральный директор предприятия Николай Хохряков. Производство запустили, поработали, затем государство абстрагировалось от этой ситуации.

«С одной стороны это справедливо – у нас все-таки рыночная экономика, но скорее всего зарабатывать на таких госконтрактах сейчас могут те, кто имеет большее влияние либо большие деньги. Как в любой сфере, все стремится к монополизму, – считает предприниматель. – Но после того, как производства практически обязали выпускать СИЗы, отчитываться по выпущенной продукции, а теперь об этом забыли, бизнес стал опять никому не нужен, государство заинтересовано только в том, чтобы мы продолжали платить налоги».

Российский бизнес показал себя с лучшей стороны, отреагировав адекватно на необходимость сфокусироваться на производстве дефицитных СИЗов, подчеркнул Николай Хохряков. Поддержка предпринимателей со стороны государства помогла бы сделать производства более стабильными.

Выступили слаженно

СПИЛП неоднократно обращался в вышестоящие ведомства для решения проблем с залежами продукции и простаивающим оборудованием. В частности, в Минпромторг в рамках прошедшего в январе 2021 года круглого стола предлагалось изменить федеральный закон таким образом, чтобы доступ к госзаказу могли получать предприятия, у которых есть рабочие места и производственные цеха. Однако в ведомстве, по словам Валентины Мироновой, на обращение никак не отреагировали.

«Но пример пандемии показал, что такую схему несложно доработать. Например, отдать заказы в объединения предприятий, которые в свою очередь распределят его по компаниям-участникам. Об этом говорилось на многих круглых столах, по результатам решения по изменению федерального закона о закупках принято не было», — говорит Валентина Миронова.

Работа внутри Союза весной 2020 года происходила слаженно, отметил Сергей Чистый: предприятия участвовавшие в выполнении заказа, в срок до двух недель наладили производства СИЗов, а также при необходимости помогали друг другу с оборудованием и поставками сырья. Поэтому предприниматель подчеркнул, что объективных причин для получения госзаказа несколькими небольшим организациями, а не одной крупной, не существует.

Так как дополнительного оборудования для выпуска СИЗов «Рассвету» покупать не пришлось, избавляться от него из-за отсутствия заказов также не приходится. Однако теперь на фабрике простаивает целый цех, в котором в первые волны пандемии коронавируса отшивали тысячи масок.

Светлана Молчанова, президент СПИЛП, говорит, что на пошиве СИЗов предприятиям заработать не удалось, а с 2021 года цены на маски упали и маска стала стоить 60 копеек, что перестало быть выгодным производителям. На рынке преимущественно работают теперь корейские и китайские поставщики. «Никто из наших не смог реализовать произведенное у том количестве, которое уже есть на складах», — говорит Светлана Молчанова и добавляет, что есть надежда на то, что некоторую часть запасов продадут одному из монополистов.

Ситуация, по словам главы Lady Sharm, достигла той точки, когда речь идет о необходимости спасать легкую промышленность, существовать и развиваться в таких условиях бизнесу становится проблематично. Может показаться, что масштаб проблемы ограничивается интересами занятых в отрасли предпринимателей. Но именно благодаря их оперативному включению на ранних этапах пандемии удалось закрыть нехватку СИЗов, от которых, в том числе, в городе зависел общий уровень безопасности. Кто сможет занять место небольших производств одежды при повторении подобного сценария, предположить сложно.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров