Предприниматели, выкупившие у Петербурга помещения в соответствии с федеральным законом № 159, получили пандемийную отсрочку по платежам на год, за что очень благодарны власти, но теперь они вынуждены вносить двойные платежи — чтобы уложиться в срок, на который дана рассрочка — 5 лет. Дать рассрочку на больший срок, Смольный не может без волевого решения или изменения регионального закона о выкупе. Между тем, в Ленобласти рассрочка по выкупу составляет 7 лет.
Предприниматель Ирина Белова приобрела по преимущественному праву выкупа (ФЗ № 159) подвальчик на Среднеохтинском пр. площадью 100 м2, где расположен ее магазин одежды, за 8 млн рублей и вносила за него плату (примерно 400 тысяч в квартал) в рассрочку на 5 лет. В пандемию магазин стоял закрытым и доходов у владелицы не было. Белова подала заявление в Комитет имущественных отношений (КИО) на отсрочку платежей и думала, что сможет выплатить всю сумму, например, годом позже. Но не тут-то было. В комитете Ирине Беловой выдали график платежей на 2021 год и в нем предпринимательница увидела новую сумму: 800 тысяч рублей ежеквартально.
Собрать трудно
«Такую сумму сейчас платить не могу, — рассказывает Ирина Белова, — вношу обычные платежи в этом году, по 400 тысяч. Их-то с трудом собираем, торговля сейчас стала совсем не та, что раньше. И за то, что не могу вносить сдвоенный платеж, на меня уже подали в суд. Набегают пени. Но что делать, наверно, я не одна такая», — говорит Ирина Белова.
Еще один предприниматель, представляющий сеть пекарен и пожелавший остаться неназванным, также выкупает помещение под магазин выпечки, осуществляет текущие платежи, но с трудом, и не может платить сдвоенные. Поэтому его долг по перенесенным платежам растет.
«Жизнь после пандемии налаживается, но с величайшим трудом», — говорит он.
В КИО объяснили удвоение суммы платежа исполнением федерального закона. Платежи не могут вноситься дольше, чем 5 лет — это федеральная норма. Поэтому если отсрочка была на год, чтобы уложиться в тот же срок, какие-то суммы нужно увеличивать.
А если 6 лет
В ситуацию вмешался уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Александр Абросимов. Отсрочки платежей, которые получили предприниматели, очень помогли им, говорит омбудсмен.
«Необходимо отметить, что указанная мера позволила смягчить негативные последствия, возникшие в экономике в связи с вынужденным введением ограничительных мер, и в целом сгладила напряженность, возникшую в бизнес-сообществе. На отсрочку в ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» подали 126 предпринимателей, которые осуществляют выкуп своих помещений «с размером отсроченных платежей на сумму 426 274 605,5 рублей», — сообщается в справке, подготовленной омбудсменом.
Срок рассрочки на выкуп арендуемого имущества по преимущественному праву в Ленинградской области, приводит пример омбудсмен, составляет 7 лет. При этом такая норма распространяется на правоотношения, возникшие с 3 июля 2018 года, сказано в документе.
Омбудсмен предлагает удлинить срок рассрочки в Петербурге — до 6 лет — на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года, и увеличить рассрочку на тот же срок, дав тем самым возможность заплатить бизнесу выкуп без пеней и штрафов. Предложение было направлено губернатору Петербурга, однако в ответном письме от 24 сентября поддержано не было. Для принятия решения о дополнительном годе на рассрочку могут понадобиться исправления в региональном законе.
Однако в письме Минэкономразвития в Законодательное собрание на запрос депутата Ирины Ивановой сказано, что платежи по выкупу помещения за 2020-ый год могут быть перенесены на 2021-ый год, а «общий срок оплаты выкупаемого имущества может составить 6 лет», это каждый предприниматель может потребовать внести в свой договор. Даже в судебном порядке.
Но юристы придерживаются мнения, что пока региональная норма составляет 5 лет, подавать в суд нет смысла — суд встанет на сторону города. Между тем, те же юристы говорят о том, что для удлинения срока рассрочки хватило бы просто волевого решения, принятого в Смольном.