Власти Петербурга раскрыли правила работы в локдаун

В Петербурге с 30 октября по 7 ноября торговые центры работать будут, но магазины внутри торговых центров смогут работать только продовольственные и с товарами первой необходимости. Общепит в ТЦ сможет работать на доставку, что касается работы навынос — вопрос прорабатывается. Об этом стало известно на совещании в Смольном, которое проводилось онлайн с участием бизнес-объединений.

Соответствующие изменения в постановление №121 внес губернатор Александр Беглов на фоне роста уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией. На утро 25 октября в России зафиксировали максимум по числу заболевших за сутки — 37 930 новых случаев, в Петербурге – 2,7 тыс. человек, днем ранее показатель составлял 3,3 тыс. заболевших.

Александр Беглов / Фото: gov.spb.ru

Как ранее сообщало АБН, в течение «нерабочей недели» общепит сможет работать только навынос, исключение составят столовые при производствах, АЗС, и заведения на вокзалах. Прекращается деятельность объектов розничной торговли, кроме аптек, заправок для электромобилей, магазинов без торгового зала. Также магазины смогут торговать непродовольственными товарами первой необходимости, доля таких товаров должна составлять не менее 30% от общего ассортимента.

Также запрещена работа фитнес-центров, бассейнов, аквапарков, океанариумов, аттракционов, катков, развлекательных центров и игровых комнат, библиотек, выставок, кинотеатров и цирков, и других досуговых организаций и учреждений сферы культуры. Исключение сделали только для музеев и театров, куда будут пускать по QR-коду. Приостанавливают работу СПА-, массажные и косметические салоны, солярии, бани, в которых, однако, будут работать помывочные зоны. Ветпомощь и стоматологическая помощь будет оказываться только в экстренных случаях.

Вопросы к 121-ому постановлению

К новой редакции 121-го постановления Смольного – есть вопросы, отметил глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков. Главный вопрос заключается, по словам эксперта, в том, какова была необходимость прежней меры с QR-кодами. Предсказуемость в действиях власти, которую хотелось бы видеть бизнесу, сейчас отсутствует, считает глава организации.

«В гостиницы будут пускать по коду или ПЦР-тесту даже трехдневной давности, а петербуржец сходить в то же кафе не сможет, – рассуждает Владимир Меньшов. – Вводились как бы синхронные меры – с целью ограничить поток из Москвы, раскупили все билеты на поезда и самолеты. Но, получается, что для приезжих создали условия: при заселении достаточно ПЦР-теста, это сверхмягкое правило».

В тексте документа говорится о предприятиях розничной торговли, однако не разъясняется конкретных случаев работы объектов в ТРЦ. В итоге бизнес активно делился предположениями и готовился к худшему сценарию.

«Скорее всего все не будем работать. Плюс и «Меги» к этому подключили, – предположил Дмитрий Якушин, основатель сети «островков» мороженого Piccolo.

Односторонняя любовь

Аркадий Штейн, экономист и владелец сети «островков» Macaronica, ожидает очередной серии увольнений сотрудников, которых заставили сделать прививки, чтобы продолжить работу, а теперь объявили о локдауне, который продлится семь дней. Однако, чем закончилась «нерабочая неделя» весной 2020 года, помнят все.

«К нам, к работодателям они придут, а не куда-то. И будут правы. Им же обещали: прививайтесь и будете работать. 100% дайте и разрешим. Острова и операторы фудкортов – единственные, кого обязали вакцинировать 100%, и мы сделали это. И снова персонал уйдет, потому что надо зарабатывать и кормить себя и семью, а не выполнять односторонние условия без взаимных обязательств. Им зачем эти игры с властью. Это наша проблема, работодателей». Меры поддержки малого бизнеса очевидно недостаточные, считает предприниматель. По его мнению, власти воспринимают как догму, что бизнес как-нибудь справится.

Аркадий Штейн / Фото: vk.com/macaronikashop

«А сколько компании и ИП долгов набрали под рыночные 14% на эти меры по спасению утопающих, никому не интересно, – продолжил Аркадий Штейн. – Имело бы смысл без каких-то жестких очередных условий для субъектов МСП из пострадавших отраслей рефинансировать эти долговые обязательства через доступные городу механизмы и фонды. Активнее работать с экономическими инструментами по стимулированию, защите инвестиций, гарантиям выполнения обязательств и т.д. А то как-то односторонняя любовь получается».

Разрешили стричь и красить

Салонам красоты в Петербурге разрешили в течение нерабочей недели предоставлять парикмахерские услуги. Представитель международного бренда Paul Mitchell, владелец одноименных салонов красоты Дмитрий Лавров рассказал, что большая доля этой заслуги принадлежит омбудсмену Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) Лялье Садыковой («Бигуди», «Лаки Лайк»).

«Именно Лялья – тот человек, который сидел на совещаниях в Смольном и представлял наш бизнес, именно она аргументированно объяснила, что ресторанам можно работать на вынос – оставьте хоть что-то нашей сфере. Хотя бы просто стричь и красить волосы», – отметил предприниматель.

Что решает бизнес

Борис Кац, гендиректор сети магазинов «Леонардо» отметил в своем посте в сети Фейсбук, что ключевым отличием нового локдауна от прошлого, заключается в том, что весь бизнес думает над поиском лазеек, как организовать работу, и находит, например, добавление в ассортимент товаров первой необходимости. Крупный бизнес ищет лазейки в законах, мелкий планирует работать тихонечко.

«Очевидно, что кого-то будут шумно штрафовать, кого-то шумно закрывать, но на общую обстановку это не повлияет. В обществе нет одобрения локдауна», – считает бизнесмен. По прогнозам Бориса Каца, работать будут очень многие, а администрации ТРЦ будут всем помогать работать, получать выручку (иных надо увольнять за профнепригодность).

Потеря доверия 

За день до сообщения о локдауне Российский Союз Туриндустрии (РСТ) Северо-Запад и филиал Российской гостиничной Ассоциации в Петербурге и Ленобласти направили обращение к Александру Беглову о необходимости сбалансированного подхода к введению ограничительных мер.

Авторы обращения обратили внимание, что сотрудники сферы гостеприимства начали делать прививки еще перед стартом ПМЭФ, уровень вакцинирования в отрасли превышает 80%. Кроме того, городская программа SafeTravel, обеспечивающая безопасность, признана самой эффективной в Европе и отмечена наградой World Travel Awards. «Все это было сделано совместно городской властью и бизнесом Петербурга, более 50 отраслей которого прямо или косвенно связаны с туризмом», – говорится в обращении к главе города.

В случае введения новых ограничений может быть потеряно доверие бизнеса к власти, так как бизнес выполнил все требования ради сохранения своей деятельности и экономики города в целом, продолжают представители объединений предпринимателей. В качестве аргументов также приводятся показатели низкого турсезона и невысокая заполненность отелей, которая не представляет потенциальной опасности эпидобстановке в городе. Кроме того, в случае жестких ограничений, заявляют туроператоры, приведет к невосполнимым потерям и к невозможности быстро восстановить турпоток, а также к потерям квалифицированного персонала, перетекающего в другие отрасли.

«В отелях и гостиницах закрыты СПА и бассейны, а также другие общие помещения. Кормление гостей осуществляется в номерах», – объяснил в комментарии для АБН Алексей Мусакин. Тем не менее, в постановлении Смольного сказано, что размещение граждан в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, санаториях с 30 октября по 7 ноября 2021 года возможно только при наличии QR-кода или ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за три дня.

Прогнозы на продление

В том, что локдаун могут продлить и после 7 ноября, уверены большинство представителей петербургского бизнеса. Они помнят прошлогодний сценарий, когда подъем заболеваемости также начался в октябре и его пик пришелся на Новогодние праздники. Некоторые предполагают, что нерабочие дни могут продлиться до конца ноября.

«Хотелось бы это понимать, ведь бизнесу нужно готовиться, закупать продукцию, ориентировать сотрудников. И хотелось бы чтобы одновременно с введением ограничительных мер предоставлялись бы какие-то преференции для бизнеса, может быть, не всегда материальные», – объяснил глава Союза малых предприятий.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров