Валюта $75.47 €85.26 Brent$73.01
08.11.21 / 11:13 Новости

Почему людям в возрасте 45-65 лет не хватает времени на себя

Фото: pexels.com

Фото: pexels.com

Термин «Поколение Сэндвич» сегодня применим в большинстве современных стран: везде в мире на поколение 45-65 возложена материальная и психологическая поддержка детей и родителей.

В издательстве «Бомбора» выходит книга «Поколение Сэндвич» социального психолога, профессора Колумбийского университета Светланы Комиссарук.

Forbes Life публикует главу из книги о том, почему не стоит хвалить за таланты. Как бы мы ни пытались сознательно не вмешиваться в жизнь наших взрослых детей, роль стороннего наблюдателя дается каждому из нас с трудом. Все-таки и опыта у нас побольше, и детей своих мы знаем гораздо лучше других. Всё это отнимает наше время и усложняет жизнь.

Страна советов, которая нас вырастила, оставила навсегда привычку немедленно реагировать на победы и поражения наших детей. В нашем возрасте это уже очень трудно исправить. Стать молчаливым сдержанным наблюдателем, соблюдающим дипломатические границы, удается далеко не всем.

В одном из своих экспериментов Кэрол Двек случайным образом разделила школьников по двум кабинетам и дала им одну и ту же сложную контрольную работу. Разница между этими экспериментальными группами была только в том, какую новость сообщили подросткам специалисты из университета перед началом работы. В одной комнате детям объявили, что способности в математике развиваются со временем у каждого и это доказано наукой. В другой группе детям сказали, что ученые установили, что математические наклонности либо есть, либо нет и этот талант дается с рождения. В той группе, где было объявлено, что шанс стать хорошим математиком есть у каждого и что эти способности развиваются, дети справились с трудными задачами гораздо лучше. В той группе, где детям сообщили, будто математические способности врожденные — или есть, или нет, — трудные задачи дались не всем.

Получается, что похвала ребенку дает важные установки: установка на гибкость, на рост — дает право на ошибку, установка на врожденные данные — ограничивает возможности для роста и рисков.

Способные дети легко справляются и держатся «в воде» обычной школьной программы, и ни в каких «мышцах» для преодоления трудностей они не нуждаются. Сверстники с меньшими способностями к этому времени уже умеют плавать, понимают, как преодолевать трудности, представляют себе, сколько сил и усидчивости им придется приложить.  Поэтому автор книги настаивает, что вместо восхищений способностями и талантами надо с самых мелких вод учить ребенка плавать, а не ходить с помощью длинных ног-способностей по дну.

Аналогичный принцип применим и к критике. Если уж вы абсолютно не можете промолчать, критика должна быть точечной и по существу. Излишняя критика неприятна всем, но особенно она вредит детям.

Только такая критика сохранит уважительные отношения между родителями и детьми. А это намного важнее, чем высказать мнение о конкретной ошибке. Даже если она очень крупная. Потому что люди учатся именно на ошибках, и чаще всего, к сожалению, на своих.