Санкт-Петербург включили в «Сеть креативных городов ЮНЕСКО» в номинации «Гастрономия», об этом объявила генеральный директор организации Одре Азуле. Решение о включении в перечень принято независимыми экспертами международной программы. Заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила, что подготовка к участию в открытом конкурсе заняла два с половиной года.
«Сеть креативных городов ЮНЕСКО (UCCN)» создана в 2004 году, программа объединяет 246 городов из более чем 80 стран мира, представляющих одно из семи направлений: гастрономия, декоративно-прикладное искусство и народное творчество, дизайн, кинематография, литература, цифровое искусство и музыка. Участие в программе дает возможность городам использовать ее информационные ресурсы для представления проектов широкой международной аудитории.
В разработке концепции и подготовке документации для конкурса участвовали Федерация рестораторов и отельеров Северо-Запада, Ассоциация кулинаров России, Санкт-Петербургская ассоциация кулинаров, Международный энтогастрономический центр, Петербургский государственный экономический университет и Институт среднего профессионального образования при Политехническом университете Петра Великого.
Технология оценки
Экспертный совет программы оценивает город-кандидат на включение в сеть по заявке, объяснила Нана Гвичия в комментарии для АБН. Внимание в этом случае в первую очередь уделяется тому, какие направления искусства, культуры, образования влияют на развитие территории. Если говорить именно о гастрономии, главными требованиями к ресторанам становятся идентичность и, в то же время, адаптированность к современным реалиям.
«Петербургская кухня возрождается, в гастрономическом мире города появились шеф-повара, занимающиеся творчеством в контексте соблюдения городских традиций», – отметила зампредседателя комитета по туризму.
По словам собеседницы издания, комиссия уделяет внимание также стратегии образовательного развития. В Петербурге находится ряд учебных учреждений, обучающих кулинарным профессиям, а также профессиям в сфере гостеприимства. Также войти в «Сеть креативных городов» Санкт-Петербургу позволило влияние городской ресторанной среды на культуру в целом, добавила Нана Гвичия.
«Если раньше уровень развития гастрономии для туристов скорее был просто необходимостью, сопутствующей поездке, то теперь путешественники выбирают направление в том числе исходя из предложений в сфере гастротуризма, – продолжает эксперт. – Также немаловажную роль сыграли фестивали, например, «Гурмэ Дэйз» от Ginza Project и «Ресторанный фестиваль», который организовал комитет по туризму, а поддержал бизнес.
Соревнование двух столиц
В некоторой степени получение Санкт-Петербургом нового титула может стать очередным этапом негласного соперничества с Москвой, в том числе в контексте прихода в столицу гида Michelin. По словам президента Федерации Рестораторов и Отельеров (ФРиО) по Северо-Западу Леонида Гарбара, у Петербурга есть свои существенные преимущества.
«Петербургу есть, чем гордиться и заинтересовать туристов, — говорит Леонид Гарбар. — Не знаю, насколько включение в «Сеть креативных городов» будет способствовать повышению интереса со стороны путешественников напрямую, скорее это будет интегрировано в смежные программы ЮНЕСКО. В первую очередь это стало инфоповодом, как недавний приход в Москву ресторанного гида Michelin, хотя этот рейтинг больше про бизнес. Поэтому есть все шансы на то, чтобы увеличить с этой стороны популярность нашего города среди иностранных туристов».
Голь на выдумку хитра
На вопрос о том, какие петербургские рестораны можно назвать словом «креативный», Борис, известный независимый ресторанный критик, прежде всего обратился к значению самого слова. «Креативность (от англ. creative — творческий) — творческие способности индивида, готовность создания новых идей.
« Зная, что хорошую пиццу можно съесть много где, а вот все уникальное, авторское – из рук автора, только в этом месте. Авторская кухня – это кухня, имеющая автора. «Мамин любимый цветок», от автора Игоря (Гришечкин, шеф-повар Cococo – прим. ред.), а не сотни подражаний по стране. Так что, Cococo, Commons, Meal, Футура, Birch, MrBo, Teni, Recolte: москвичи едут в Петербург не за хорошим пивом или колбасками, а за впечатлениями,– заметил эксперт. – То что накреативлено в лотках мороженого «Вкусных Штучек» (кафе-мороженое предпринимателя Кирилла Виноградова — ред.), вы не попробуете больше нигде, даже с миллионом долларов, в Дубае или Токио. Конечно, креативность может выражаться в оригинальном концепте или в каком-то особом тесте для пирожков, и вот вроде привычные названия «с капустой» и «с мясом», но именно такие вы можете попробовать только тут. Если эти особенности выделяют, ценят, выбирают именно за них, такие начинания успешны, это и делает город креативным».
«Московский рынок в десять раз больше, значит, более коммерческий. Наверное, когда нет огромного бюджета, богатых инвесторов, надо удивлять не позолотой, а тем самым креативом, больше шансов создать нечто оригинальное. Не самое удачное использование, но поговорка «Голь на выдумку хитра» работает же. Приходится, и это прекрасно, крутиться, придумывать, удивлять, выделяться. В отличие от Москвы. Где уникальные авторские рестораны воспринимаются как событие», — подчеркивает Борис Критик.
Уровень гастрономии в Петербурге повлияет на еще большее международное признание, уверена Нана Гвичия. При том, что раньше именно этот аспект не был привычной темой для туристов, в последние годы он набрал популярность.
«Мы надеемся, что сможем изменить идеологию пребывания туризма на территории города, – заявила эксперт. – Появится возможность проявить свою идентичность не только при помощи памятников культуры, искусства, но и через гармонию во всех сферах туризма, в которые стала интегрирована гастрономия. В Европе этот сектор давно развит, история ресторанной культуры некоторых городов исчисляется десятилетиями, тут мы с трепетом ожидаем результатов».
В 2020 году Санкт‑Петербург посетило 2,9 млн. туристов, из которых 2,4 млн. – граждане Российской Федерации, 0,5 млн. – иностранные граждане. Петербург особенно популярен у москвичей, которые приезжают уже не только ради баров улицы Рубинштейна, но уже и ради заведений в Новой Голландии, на Василеостровском рынке, Севкабеле, на улицах Некрасова и Жуковского.