При развитии жд-транспорта в Петербурге будет учтен передовой опыт

Одной из ключевых составляющих транспортной реформы в Санкт-Петербурге является развитие сети железных дорог, как в черте города, так в масштабе агломераций. Эксперты в области урбанистики и транспорта рассказали, как в ближайшее время планируется решать вопросы с высокой нагрузкой на дорожную инфраструктуру, низким уровнем транспортной доступности и распределением грузовых и пассажирских потоков. 

По поручению Владимира Путина на развитие Санкт-Петербургского железнодорожного транспортного узла (СПЖУ) с 2022 по 2024 годы будет выделено более 48 млрд рублей, в том числе в рамках проектов государственно-частного инвестирования. На круглом столе, организованном «Фонтанкой», эксперты обсудили целесообразность строительства железнодорожной ветки в аэропорт Пулково, создание пересадочных узлов в Ленобласти, а также рассмотрели планы по развитию инфраструктуры на примере Москвы и европейских городов. 

Мировые тренды

Руководитель проекта «Цифровые города» Ирина Ирбитская рассказала, что активное развитие системы железнодорожного транспорта является характерной чертой для крупных европейских городов, в том числе Парижа, Лондона. Так, для последнего вокзал Кингс Кросс стал важным проектом, который успешно интегрировался во все сферы жизни города. 

На примере Москвы эксперт объяснила, что в том числе благодаря использованию железных дорог удается вносить разнообразие в моделирование освоений городских территорий: в городе происходит не только строительство жилых объектов, но создаются общественные пространства, фудкорты, появляются точки притяжения туристов. Такие результаты достигаются, благодаря повышению уровня транспортной доступности, в том числе для пассажиров МЦК в случае Москвы, объяснила Ирина Ирбицкая. 

Новые диаметры и пересадочные узлы

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков обратил внимание на то, что в настоящий момент в Петербурге железнодорожная сеть скорее выполняет связующую роль с Ленобластью, нежели является частью городского транспорта. Концепция развития утвержденного РЖД и правительством города проекта СПЖУ призвана сбалансировать грузовые и пассажирские перевозки. Кроме того, проект позволит нарастить транспортную пропускную способность.

«Ключевым двигателем процесса развития железнодорожного узла прежде всего будет реконструкция грузовых обходов. Составы с грузом начнут идти в обход и таким образом освободится историческая схема путей», — отметил эксперт Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Андрей Суриков.

Новым шагом станет создание железнодорожных диаметров. Полукольца свяжут Ораниенбаум с Белоостровом и Гатчину со Всеволожском. Таким образом, пригороды, численность населения которых стремительно растет, будут связаны с центром агломерации.

По словам Кирилла Янкова проектирование развития СПЖУ требует принятия решений о повышении удобства пользования транспортной сетью. В этом процессе необходимо опираться на московский аналогичный опыт с МЦК, и заблаговременно проработать ряд нюансов, которые вызвали сложности при реализации столичного проекта. 

«Необходимо учесть допущенные в Москве ошибки, например, предусмотреть реконструкцию соответствующих узлов метро. На МЦК многие пересадочные пункты остаются неудобными для пассажиров. Подобный проект в Петербурге, например, требует создания северного выхода на станции «Электросила» и организации полноценного транспортного узла», – считает эксперт. 

Кирилл Янков также подчеркнул важность создания инфраструктуры для развития железнодорожной сети внутри «Большого порта Санкт-Петербург». 

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов заявил, что при проектировании железнодорожного сообщения с аэропортом Пулково проводится недостаточно обсуждений, в которые были бы вовлечены эксперты и представители общественных организаций.

Фото: Baltphoto

«Прежде, чем тратить миллиарды на создание пулковского путепровода, надо спросить граждан», – заявил специалист, добавив, что реализация проекта предусматривает как частное, так и государственное инвестирование.

При этом он отметил, что экспертное сообщество сходится на неоспоримой важности создания жд-ветки в Пулково – авиасообщение в России ежегодно увеличивается на 15-20%, если не брать в расчет период пандемии. Однако по прогнозам аналитиков, пассажиропоток, в том числе в петербургском аэропорту, будет расти. Это подтверждает и пример Крыма, который показал необходимость создания дополнительного крупного авиахаба, помимо симферопольского аэропорта, напомнил Илья Зотов.

Высокоскоростная магистраль и инфраструктура Ленобласти

Участники круглого стола обсудили важность создания высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой, на которое, по предварительным оценкам Минтранса, потребуется более полутора трлн рублей.

«Подобные проекты предлагалось реализовать еще в 2013 году и ранее – в 90-е. Однако развивать транспортную сеть требуется не только в сторону Петербурга, – заявил Илья Зотов, – нужен более объемный подход и развитие дорог на востоке страны. 

В перечень поручений Владимира Путина о реализации приоритетных проектов транспортной инфраструктуры вошел также пункт о создании крупного пересадочного узла в Ленинградской области, который появится в Сертолово, строительство потребует порядка шести млрд рублей. ТПУ будет размещен на пересечении Индустриальной улицы и действующих железнодорожных путей.

При этом расширение транспортной инфраструктуры требует комплексного подхода, подчеркнул Илья Зотов. Развитие сети грузоперевозок должно происходить вместе с увеличением транспортной доступности для пассажиров, это включает как автобусные перевозки, сервисы каршеринга и аренды средств индивидуальной мобильности, так и создание и усовершенствование пешеходной инфраструктуры.

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров