Люди в моллах: торговые центры Петербурга переживают новый бум

В прошлом году в Северной столице открылось сразу три торговых центра общей площадью более 120 тысяч квадратных метров. Такого объема новой торговой недвижимости на рынок девелоперы не выводили уже 7 лет. В 2021 году к открытию готовятся еще 4 ТРК, но эксперты предупреждают о рисках незаполняемости новых торговых площадей.

О рекордном росте рынка торговой недвижимости Петербурга в 2020 году рассказали в международной консалтинговой компании Colliers. Были открыты мебельный центр «Кубатура» (110 тыс. кв. м), третья очередь Outlet Village Пулково (5 тыс. кв. м) и районный культурно-досуговый центр Green Park (12 тыс. кв. м) на юге города.

Теперь на каждую тысячу петербуржцев в городе приходится 596 квадратных метров торговых площадей. Но девелоперы не собираются останавливаться на достигнутом, собираясь в 2021 году вывести на рынок еще 4 торговых объекта площадью 42,5 тысяч квадратных метров.

К открытию готовятся ТРК «Спутник», четвертая очередь ТРК «Заневский каскад» Петербурга, а также вторая очередь Fashion House Outlet и ТК «Солнечный город» на юго-западе Петербурга. По сравнению с двумя предыдущими годами в городе наблюдается настоящий бум строительства торгово-развлекательных комплексов.

В 2019 году, как и годом ранее, в Санкт-Петербурге был открыт всего один торговый центр, причем оба объекта считаются аутлетами. В 2019 году была запущена первая очередь аутлета Fashion House на Таллинском шоссе, а годом ранее единственным оказалось открытие второй очереди Outlet Village Pulkovo.

«Ввод сразу нескольких новых торговых центров объясняется просто. Многие из них закладывались в принципиально другой ситуации еще три-пять лет назад. Бросать строительство на половине пути тоже не выход. Но уже очевидно, что сейчас появились огромные риски не только у новых, но и у действующих ТЦ», — отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Фото: kubatura.spb.ru

Основные проблемы собеседник АБН связывает с пересмотром своей деятельности у многих торговых операторов. Многие из них стараются сокращать торговые площади и развивать омниканальные стратегии, то есть совмещать онлайн и офлайн. Эксперт утверждает, что физические магазины в ближайшее время останутся, но их станет гораздо меньше, так как люди активно переходят на доставку и быстро к ней привыкают.

На этом фоне профицит торговых площадей в Петербурге с высокой долей вероятности начнет нарастать. По словам Ивана Федякова, подобная тенденция фиксируется и в крупных сетях, которые идут по пути сокращения торговых площадей. В итоге новые торговые площади могут столкнуться с риском незаполняемости.

«Пандемия и изменение потребительских привычек еще более подчеркнули необходимость реконцепции торговых центров», — приводятся в исследовании слова директора департамента торговой недвижимости Colliers International Ирины Царьковой.

По мнению аналитиков консалтинговой компании, сейчас как никогда собственникам торговых центров приходится бороться за посетителей. По данным Colliers, более 68% классических торговых центров в Петербурге были построены более десяти лет назад и не проводили обновлений.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков / Фото: facebook

Но в INFOLine считают, что обновления все же происходили, причем в некоторых случаях речь идет даже о мерах капитальной трансформации.

«Тот же самый «Лондон Молл» был глубоко перестроен, а многие другие ТЦ производили локальные изменения. Да, они не всегда касались концептуальных вещей, но внутри торгового пространства изменения были существенными», — отмечает Иван Федяков.

Эксперт считает, что нынешний кризис может ускорить тренды в сфере торговой недвижимости. Если при обычных обстоятельствах эти изменения происходили бы эволюционным путем и заняли от 3 до 5 лет, то сейчас мы увидим их уже через год.

В некоторых локациях уже сегодня наблюдается откровенный переизбыток площадей, и далеко не все из них успешны. Нельзя исключать, что совсем скоро может зайти речь даже о сносе невостребованных ТЦ в Петербурге.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров