Генеральный директор ООО «Бронка Групп» Никита Муров рассказал в интервью АБН о новом алгоритме привлечения в Россию иностранных работников, реформе миграционного законодательства и особенностях рынка труда в период пандемии.
АБН: Никита Андреевич, в январе 2021 года Правительством РФ был утвержден алгоритм действий по привлечению в экономику страны иностранных граждан. Как можете оценить первые месяцы работы по новым правилам?
Никита Муров: Новый алгоритм направлен на обеспечение баланса между интересами российских работодателей в иностранных работниках и задачей исключить риск распространения коронавирусной инфекции. По сути, алгоритм использует элементы механизма организованного набора, который как понятие появился давно, но широко не использовался. Конечно, в сложившихся обстоятельствах принимать новые решения приходится экстремально быстро, и есть моменты, которые, как уже показала практика первых месяцев работы алгоритма, нуждаются в доработке. Это прежде всего критерии для компаний по среднесписочной численности работников – более 250 человек, доходе – более 2 млрд рублей. Очевидно, что для регионов РФ эту планку нужно снижать. Также особого внимания заслуживает, на наш взгляд, предложение о том, чтобы не распространять данные критерии алгоритма на работодателей, которые привлекают иностранных работников в рамках межправительственных соглашений Российской Федерации об организованном наборе. Надеемся, что в ближайшее время соответствующие корректировки будут приняты.
АБН: Будет ли развиваться новый механизм привлечения мигрантов после завершения пандемии и открытия границ?
Никита Муров: Разработанный алгоритм основан на элементах организованного набора, и я думаю, он может в перспективе, после открытия границ, стать эффективным и прозрачным способом привлечения иностранной рабочей силы в РФ и дать новый толчок развитию как раз-таки системы оргнабора.
АБН: В конце прошлого года входящий в холдинг «Бронка Групп» «Единый миграционный центр» подписал соглашение о взаимодействии с петербургским «Центром трудовых ресурсов». Как реализуется это соглашение на практике?
Никита Муров: Соглашение с «Центром трудовых ресурсов» предполагает целый комплекс мероприятий по организованному привлечению иностранных граждан к работе на предприятиях Санкт-Петербурга.
В рамках соглашения компании, входящие в холдинг «Бронка Групп», взяли на себя обязательства по комплексному сопровождению иностранных специалистов от встречи в аэропорту до трудоустройства, а также созданию условий по перераспределению иностранных специалистов, которые вследствие пандемии потеряли работу в Санкт-Петербурге.
В феврале 2021 года для удобства работодателей и трудовых мигрантов на площадке Единого миграционного центра открылось представительство «Центра трудовых ресурсов», в котором иностранные граждане могут получить информацию об имеющихся вакансиях на предприятиях Санкт-Петербурга, а также разъяснение и консультативную помощь в вопросах трудового законодательства. База вакансий содержит более трех тысяч запросов от работодателей, ежедневно количество вакансий обновляется. Услуги по поиску работы для мигрантов предоставляются бесплатно.
Кроме того, совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и «Центром трудовых ресурсов» мы открываем на территории Единого миграционного центра дополнительные информационные пункты для работодателей, где они смогут получить консультации по работе в соответствии с алгоритмом.
АБН: Эксперты говорят о начале масштабной реформы миграционного законодательства. Каковы самые важные изменения, на ваш взгляд, ждут эту сферу?
Никита Муров: Безусловно, пандемия COVID-19 наложила отпечаток на миграционное законодательство РФ. Так, в весеннюю сессию Государственной Думой РФ может быть принят закон, предусматривающий введение процедур дактилоскопической регистрации, фотографирования и медицинского освидетельствования для иностранных граждан, въезжающих в порядке, не требующем получения визы, в том числе для граждан государств членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). На данный момент данные процедуры обязательны только для иностранных граждан, работающих по патенту (среди таких — Узбекистан, Таджикистан, Украина, Молдова Азербайджан). Считаем данное нововведение очень важным для безопасности нашей страны.
Также сейчас рассматривается законопроект, предусматривающий создание федеральной государственной информационной системы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Здесь есть один нюанс – законопроект предусматривает прохождение медицинского освидетельствования иностранными гражданами исключительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. На наш взгляд, положения законопроекта в этой части противоречат принципам конкуренции, лишая коммерческие медицинские организации права проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан.
АБН: А подробнее?
Никита Муров: На сегодняшний день субъекты РФ определились с перечнем медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан. Среди них есть как государственные, так и частные медицинские организации, специализирующиеся на работе с мигрантами, в том числе работающие в составе миграционных центров. На наш взгляд, такой подход корректен и оправдан. Кроме того, есть основания полагать, что государственная медицина не справится со значительной дополнительной нагрузкой, особенно в условиях распространения COVID-19. Надеемся, что эти нюансы будут учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении и медицинское освидетельствование останется в полномочиях коммерческих медицинских организаций.
АБН: Не могу не задать вопрос: есть ли у страны ресурсы для замены трудовых мигрантов?
Никита Муров: Учитывая текущий рост числа безработных, конечно, часть регионов сможет найти замену мигрантам в лице российских граждан. Но такие крупные города как Москва и Петербург, где по-прежнему сохраняется достаточно большое количество незакрытых вакансий, которые постоянно пополняются, будут нуждаться в притоке иностранной рабочей силы. Кроме того, многие россияне, даже потерявшие заработок, не готовы переходить на ту работу, которую часто выполняют мигранты в сферах строительства, клининга, услуг ЖКХ и т.д.
АБН: Не приведут ли недавние заявления руководства МВД о том, что из России могут быть депортированы до миллиона нелегальных мигрантов, к еще большему дефициту иностранной рабочей силы?
Никита Муров: Я надеюсь, что достаточно жесткие заявления МВД приведут к росту количества иностранцев, которые работают в России легально. Давайте смотреть на факты. До 15 июня все трудовые мигранты могут оформить правовой статус без применения мер административного воздействия и необходимости выезда за пределы территории России. Сейчас посольства и диаспоры проводят большую разъяснительную работу с гражданами своих стран, прибывшими в нашу страну на заработки. В общественной приёмной Единого миграционного центра иностранные граждане также могут получить бесплатные консультации, в том числе на родных языках. Со своей стороны мы максимально оптимизировали процесс подготовки документов для оформления патента. В среднем процедура легализации иностранного работника при обращении к нам занимает всего 15 дней – это один из лучших показателей на рынке.