Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости создания в Ленинградской области второго, более удаленного транспортного кольца, по примеру с подмосковным ЦКАД. Эксперты в сфере транспорта объяснили АБН, с какими трудностями может столкнуться Петербургская агломерация при реализации такого проекта, и где может быть проложена новая трасса.
Владимир Путин в рамках рабочей поездки провел совещание по развитию Санкт-Петербургского транспортного узла. В центре внимания президента оказался проект КАД-2. Своими мыслями на этот счет поделились и присутствовавшие на встрече губернаторы — Александр Беглов и Александр Дрозденко.
«Нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удаленное кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье. Думаю, что для такой крупной агломерации, как и Петербург и Ленинградская область, это будет, безусловно, востребовано», – заявил Путин.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин подтвердил необходимость создания нового кольца – «КАД рискует в скором времени превратиться во внутригородскую улицу, как это произошло в Москве». По его словам, автообход сможет обслуживать как уже существующий транспортный спрос, так и перераспределит нагрузку в моноцентрической агломерации.
Собеседник АБН отметил, что разработка проекта возобновилась в течение последних лет. Согласно существующей схеме, реализация затронет Ломоносовский, Гатчинский, Всеволожский и Выборгский районы Ленобласти, а само кольцо будет опоясывать город на большем удалении по сравнении с КАД.
Генеральный директор «Пассажир ТВ», эксперт в сфере транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев в комментарии для АБН отметил, что вопрос создания нового кольца вокруг Петербурга требует детальной проработки – грузового, легкового, транзитного транспорта в городе много, и его количество постоянно увеличивается.
Ежедневные пробки на КАД также способствуют созданию еще одного автомобильного обхода для агломерации. На них обратил внимание и Александр Беглов, отметивший в разговоре с президентом, что особенно остро вопрос с пробками стоит в ряде направлений, которые идут по Ленинградской области.
«Если говорить о возможном расположении новой трассы, то сейчас наиболее загружены участки КАД от Новоприозерского до Пулковского шоссе. Другой вопрос заключается в том, что такое строительство потребует новых земельных ограничений», – объяснил Михаил Бурцев.
Первостепенной проблемой проекта он назвал саму трассу, в частности расстояние от города и КАД, количество полос, которое зависит в свою очередь от ответа на первый вопрос: чем дальше трасса пройдет от Петербурга, тем меньше будет ее загруженность. Поэтому делать конкретные расчеты, по мнению эксперта, пока преждевременно.
Стоит отметить, что проект второго транспортного кольца в Петербурге и Ленобласти в том или ином виде обсуждается с середины 2000-х годов. Об обсуждении вопроса строительства второй кольцевой дороги в 2007 году заявляла еще экс-губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко.
В 2008 году стали известны первые очертания проекта — КАД-2 должен был пройти на расстоянии около 50 километров от города на месте бывшей бетонной дороги (трасса А-120 «Южное полукольцо» ). Ее предполагалось соединить с участком трассы А-120 «Магистральная» («Северное полукольцо»).
Так называемая «бетонка» была построена еще в 70-х годах прошлого века. До 2000-х годов она использовалась только для военного транспорта и на отдельных участках там до сих пор неплохая трасса. Но в целом дорога состоит из бетонных плит — она узкая и всего на две полосы.
«Был проект реконструкции А-120, так называемой «бетонки», но его тормозит отсутствие на трассе моста через Неву и несколько неудачных участков. Более реальным рисуется проект строительства нового кольца между ней и КАД», – заявил эксперт транспортного развития территорий института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников.
Второй проект КАД-2 предполагает строительство новой трассы по траектории «бетонки», но на 10-15 км ближе к Петербургу. По мнению ряда экспертов, такой вариант может оказаться даже дешевле расширения А-120 по причине уменьшения ее размера на 90 км.
В компании «Петербург Дорсервис» ранее разработали две подробные схемы прокладки магистрали, но до реализации проекта дело так и не дошло. По словам экспертов, камнем преткновения стала его высокая стоимость.
В сми ранее звучала сумма 350 млрд рублей, при этом сколько может стоить КАД-2 для Петербурге и Ленобласти на текущий момент, эксперты сказать затруднились. Но они не исключают, что речь может идти о сотнях миллиардах.
«Только мосты через Неву обойдутся порядка пяти миллиардов, однако говорить о точных суммах пока очень рано. Более того, до сих пор продолжается дискуссия о том, где строить второй автообход вокруг города», – заявил АБН Илья Резников.
Помимо недостатка финансирования, основным препятствием к старту строительства эксперт назвал «недостаток политической воли». Теперь, после личного поручения президента, считает Резников, шансы на выделение средств из бюджета могут увеличиться. От этих двух факторов также будут зависеть сроки реализации создания новой трассы.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко ранее заявлял, что построить КАД-2 планируется к 2035 году. Дорога будет представлять собой радиально-дуговую магистраль, а не кольцевую автодорогу. По сути кольцевой автодорогой ее называют только для удобства, так как переправа через Финский залив в проекте не предусмотрена и кольцо будет разорванным.